10-04-08 / 2008
Новости отрасли
На рынке железнодорожных перевозок растет спрос на полувагоны

Российские вагоностроительные заводы не справляются со спросом. Растут закупки как у ОАО РЖД, так и - в большей степени - у частных операторов подвижного состава. Но если раньше частники, работавшие в основном на перевозках специализированным подвижным составом, закупали соответствующие вагоны, то теперь операторы конкурируют с ОАО РЖД за покупку универсальных полувагонов. По данным ОАО РЖД, всего в России по состоянию на начало этого года зарегистрировано 975,5 тыс. вагонов. Из них на парк самой монополии приходится 63,8% - 622 тыс. вагонов. Пока в эту цифру включается подвижной состав ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК), которой передается существенная часть парка ОАО РЖД. На баланс дочерней компании ОАО РЖД передало практически весь свой специализированный парк - например, все наливные цистерны, большинство минераловозов и хопперов, то есть вагоны, работающие в наиболее доходных сегментах рынка железнодорожных перевозок, а также часть полувагонов. Собственно у ОАО РЖД остались только специально-технический подвижной состав, полувагоны, крытые вагоны и платформы. "В конечном счете, в рамках реформы железных дорог речь идет о том, чтобы ОАО РЖД вообще от всех вагонов освободить. Все грузовые вагоны будут переданы в Первую и Вторую грузовые компании, так, чтобы у ОАО РЖД остались только спецтехвагоны", - говорит Николай Бочкарев, начальник департамента вагонного хозяйства ОАО РЖД. Частным операторам сейчас принадлежит 352,8 тыс. вагонов. Это 36,2% всего парка. Даже если брать только вагоны, реально задействованные в перевозке грузов (у частников только такие, а у ОАО РЖД 90 тыс. вагонов составляют запас, используются под спецтехнужды, путейским комплексом), получается 40% - по количеству парка система ОАО РДЖ доминирует. Но в закупках новых вагонов ситуация обратная. "Явно идет тенденция: больше вагонов покупают частники", - говорит глава Ассоциации собственников подвижного состава и гендиректор компании "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев. Он отмечает, что в 2006 году закупки ОАО РЖД составили 8 тыс. вагонов, а частных операторов - 31,5 тыс. (80% от общего числа). "В прошлом году в странах СНГ всего выпущено 70 с лишним тысяч вагонов, из них РЖД купило 16, остальные - частники", - отмечает господин Прокофьев. Точные цифры приводятся в данных A.T.Kearney: в прошлом году закупки частными операторами выросли на 72% и достигли 50 тыс. вагонов. Структура парка частных операторов в последние годы, как и у ОАО РЖД, серьезно изменяется, но в обратную сторону. Специализированный парк частных операторов подвижного состава растет не так быстро, как раньше. Операторы как главную тенденцию отмечают падение спроса на некогда дефицитные цистерны. Спрос на другие специализированные вагоны со стороны частников не падает. Частные компании увеличивают парк специализированного подвижного состава, работающего в высокодоходном секторе перевозок - хопперов для перевозки цемента и минеральных удобрений, платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ10.04.2008Каждому по вагону