23-03-20 / 2020
Новости отрасли
На рынке контейнерных перевозок наблюдается консолидация и укрупнение перевозчиков, а также сокращения цепочки посредников

Контейнерный рынок России, по данным Транспортной группы FESCO, по итогам января – февраля 2020-го вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 837 тыс. TEU. В начале марта первый заместитель генерального директора компании ОАО "РЖД" Вадим Михайлов сообщал, что на 2020 год поставлена амбициозная задача – довести объем транзитных перевозок до 750 тыс. контейнеров. При этом по перевозкам контейнеров, в целом, задача - достичь цифры 6 млн единиц. О том, как сейчас развивается рынок контейнерных перевозок в России, "РЖД-Партнер" рассказал доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. - Эмиль Георгиевич, какими тенденциями можно охарактеризовать в настоящее время рынок контейнерных перевозок в России?

- Я бы выделил сегодня три основные тенденции на рынке контейнерных перевозок.

Во-первых, это консолидация и укрупнение перевозчиков, сокращения цепочки посредников. Во-вторых, это превалирование мультимодальных перевозок над мономодальными. В-третьих, отмеченная ранее мультимодальность возможна с развитием пяти и шести-модульных логистических центов. Кроме того, следует отметить, упрощение применения транспортных тарифов, в частности применение упрощенной практики сквозного транзитного тарифа на железнодорожные и автомобильные контейнерные перевозки.

- Каковы перспективы увеличения транзитных потоков? Какие факторы будут этому способствовать?

- Перспектива увеличения транзитного потенциала преимущественно как автомобильного так и железнодорожного возможна за счет сокращения сквозных транзитных тарифов транспортировки, сокращения ставок операционного лизинга для транспортных компаний, а также продолжение программы развития многофункциональных 5-и и 6-и модульных логистических центров. На мой взгляд, сегодня у России есть весь потенциал ежегодно увеличивать объемы сухопутного транзита на 20-25%.

- О запуске каких новых проектов и сервисов по доставке грузов в контейнерах в текущем году Вы знаете?

- Главные проекты и акценты в 2020 году - инфраструктурные, а также проекты автоматизации на контейнерном рынке. А именно увеличение модульности логистических центров и внедрение для всех как типов контейнеров технологий RFID - ежесекундного учета движения, хранения и процессинга грузовой единицы в режиме реального времени (Track-and-Trace).Я думаю, что совершенствоваться в 2020 году будут сервисы по комбинированным перевозкам - Соde Sharing.

- Как Вы считаете, обострилась ли сегодня на рынке контейнерных перевозок конкуренция? За какие грузы и в каких направлениях?

- Безусловно, конкуренция нарастает из года в год и, прежде всего, среди логистических провайдеров за транзитный рынок, а именно за зарубежных клиентов грузоотправителей и грузополучателей, а также на внутреннем рынке за инфраструктурные проекты логистических центров, главная задача которых снизить и оптимизировать процессинговые тарифы перевозимых контейнерных грузов. Логистические провайдеры всегда и особенно остро в 2020 году будут конкурировать за сроки, себестоимость и качество (уровень брака) оказания услуг клиентам (грузоотправителям и грузополучателям).

- Какие проекты на рынке способствуют увеличению объемов грузоперевозок по целому ряду контейнерных маршрутов, связывающих Европу и Азию - новому Шелкового пути, транзит Китай - Европа, Корея - Европа (через Китай), МТК "Север - Юг", МТК "Россия - Вьетнам" и т.д. и насколько успешно?

- Исторически и по сей день Транссибирская магистраль - самый длинный транспортный коридор в мире. Также на территории страны действуют еще около 20 транспортных коридоров федерального и регионального значения. Главный критерий успеха транспортных коридоров - это рост грузооборота и доли транзита, что наблюдается ежегодно с уровнем прироста 5-7%. Уверен, что потенциал до 20-25%

- Какие меры в целом необходимо предпринимать в ближайшее время для снижения расходов и повышения конкурентоспособности трансевразийских перевозок?

- Это очень комплексный вопрос, требующий одновременного действия следующих мер. Во-первых, необходимо сокращение и оптимизация лизинговых ставок для транспортных и логистических провайдеров на подвижной состав. Во-вторых, применение практики сквозных транспортных транзитных тарифов для иностранных грузоотправителей и грузополучателей. В-третьих, необходимо применение практики "белых списков" - упрощенного таможенного оформления иностранных грузов компаний, благоприятно зарекомендовавших себя в ВЭД. В-четвертых, следует назвать развитие инвестиционной программы открытия 5-и и 6-и модульных центров на все территории транзитного поля РФ на основе государственно-частного партнерства.

- Каковы, на Ваш взгляд, дополнительные меры по повышению привлекательности транзитных перевозок?

- К дополнительным мерам я бы отнес создание сервисных и обучающих центров при логистических центрах, для развития знаний и навыков работы с новыми информационными системами и ИТ интеграторами. Сегодня рынку транспортных услуг очень не хватает нового подготовленного персонала для работы в условиях тотальной автоматизации управления транспортными потоками, и контейнерные перевозки - не исключение.

- Что сегодня сдерживает переключение грузопотока из стран АТР, в частности из Китая, на маршруты через Россию?

- На мой взгляд, главный сдерживающий фактор - это стоимость транзитного тарифа, который не всегда благоприятен для иностранных, китайских грузоотправителей, и выбирающие тарифы на коридорах "bypass" (обхода). Главные шаги, которые необходимо предпринять в ближайшее время правительствам Китая и России для создания наиболее комфортных условий для наращивания сотрудничества по этому направлению, - это оптимизация транзитного транспортного тарифа за счет увеличения модульности логистических центров и доведения количества самих центров минимум до 100-120 в 2025 году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер23.03.2020