07-04-11 / 2011
Новости отрасли
На рынке грузовых перевозок полувагонами, похоже, наблюдается стабилизация

На рынке грузовых перевозок полувагонами, похоже, наблюдается стабилизация. По крайней мере – ценовая. Ставки суточной аренды вагона, достигавшие к декабрю прошлого года 2,3 тыс. рублей, уже четыре месяца остаются неизменными.

Напомним, рост стоимости услуг операторов в 2010 году в среднем составил 60% и, по прогнозам экспертов, к II кварталу 2011-го суточная аренда полувагона могла перевалить психологический рубеж в 2,5 тыс. рублей. Это стало причиной бурных дискуссий о необходимости введения экстренных изменений в механизмах предоставления подвижного состава потребителям и ценообразования на услуги операторов. Пока на высшем уровне проходило согласование необходимых документов, рынок, похоже, вступил в фазу стабилизации. Как отмечают специалисты, на некоторых направлениях полувагон обходится уже около 1,8 тыс. рублей за сутки.

По мнению начальника управления маркетинга ООО «Фирма «Трансгарант» Александра Метелкина, речь не идет о каком-то временном снижении. «Стоимость перевозок перестала повышаться уже в декабре, и только вагоностроители до сих пор считают, что рынок бурно растет, – отмечает эксперт. – Мы наблюдали резкое падение ставок в 2008–2009 годах, когда операторы активно боролись за грузовладельца и потребители имели возможность диктовать свои условия. В прошлом году ситуация изменилась, и повышенный спрос на перевозки, в свою очередь, привел к росту цен на этом рынке». Так, полагает он, сейчас достигнут определенный баланс спроса и предложения, поэтому скачков стоимости железнодорожных перевозок ожидать не следует.

С ним согласен начальник коммерческого отдела ООО «Уралхим-Транс» Дмитрий Рябов. «После зимнего ценового ралли прошли некоторые корректировки, спекулятивные ставки снизились, сейчас и грузовладельцы и операторские компании работают в том ценовом диапазоне, который устраивает обе стороны», – уверен он.

Аппетиты операторов существенно ограничивают два момента: финансовые возможности потребителей их услуг и конкуренция с другими видами транспорта. «Уровень рентабельности нашего производства составляет порядка 10–12%, – отмечает коммерческий директор ООО «Дальэкобетон» Василий Татарчук. – Платить больше 2 тыс. рублей за аренду вагона мы просто не в состоянии, проще вообще прекратить производственную деятельность». При этом он обращает внимание, что при повышении стоимости качество услуг операторов остается прежним, а то и снижается.

Руководитель группы транспортно-экспедиторских компаний «ТИС Групп» Александр Иванов солидарен с мнением грузовладельцев. «Как показывает практика, увеличение стоимости услуг далеко не всегда связано с повышением их качества, а также скорости работы, – отмечает А. Иванов. – Основываясь на богатом опыте отправки грузов железнодорожным транспортом, я, к сожалению, вынужден отметить ряд случаев обоснованных претензий грузовладельцев к операторам, в том числе в сфере предоставления подвижного состава под загрузку».

Привлекательным выходом для многих становится переход на новые логистические схемы с более активным использованием, в частности, автотранспорта. «Перевозка автомобилем становится все более привлекательной, особенно с учетом изначально большей мобильности данного вида транспорта в сравнении с железнодорожными отправками, – констатирует В. Татарчук. – К тому же автоперевозчикам найти варианты обратной загрузки проще, что способствует снижению цен и сокращению сроков доставки». С учетом вышеизложенного специалисты склоняются к тому, что ставки операторов будут плавно снижаться, если правила игры останутся неизменными и не будет резких изменений в других сферах, определяющих ценообразование на данном рынке, как это было в прошлом году со стоимостью новых вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru06.04.11Уперлись в ценовой потолок?