26-11-09 / 2009
Новости отрасли
На прошедшем вчера заседании правления ОАО «РЖД» обсуждался проект концепции реформирования Центральной дирекции по ремонту вагонов

Эта мера, как сказал в своём вступительном слове президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, поможет создать дополнительные условия для развития рыночной среды и конкуренции, привлечь дополнительные средства в развитие вагоноремонтного бизнеса и снизить издержки компании.

Поиск оптимального варианта реформы вызвал вчера активную дискуссию. Было предложено три основных пути. Первый – создание единого дочернего общества на базе всей ЦДРВ. Это позволяет полностью сохранить все технологии и провести реформу в максимально короткий срок.

Второй вариант предполагает создание нескольких дочерних обществ. Он в наибольшей мере будет способствовать развитию конкурентной среды, и компания получит максимальную экономическую выгоду от продажи акций дочерних обществ.

Возможно и образование лишь двух компаний, подразделения которых будут присутствовать на всей сети РЖД. Это даст возможность сохранить значительную часть стратегических преимуществ, присущих единому комплексу, и создать эффективное сочетание рыночных и корпоративных механизмов управления им. При создании двух «дочек» одна из них получит статус системообразующей и войдёт в состав холдинга «РЖД» (в дальнейшем предусматривается продажа до 25% плюс 1 акция).

Другая обеспечит более интенсивное развитие конкуренции и облегчит доступ на рынок стратегическим инвесторам. В этих целях предусмотрена продажа пакета до 75% минус 2 акции. В первую «дочку» войдут стратегически важные депо, обеспечивающие системную работу РЖД и бесперебойность перевозочного процесса. Предприятия, не вошедшие в эти «дочки», могут быть проданы на аукционах частным компаниям.

Вариант двух «дочек» и был предложен в проекте концепции реформирования как основной. «Его преимущество состоит в том, что в отличие от варианта с одной компанией он в гораздо большей степени облегчает возможность прихода на рынок частного инвестора. Вместе с тем риски потери управляемости существенно ниже, чем при создании большего количества «дочек», – пояснил начальник департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД» Валерий Веремеев.

«Создание двух дочерних обществ решает программную задачу развития конкуренции при сохранении преимуществ крупных сетевых компаний. Риск возникновения сбоев в работе будет минимальным, а возможности для снижения издержек значительны», – отметил начальник ЦДРВ Николай Бочкарев. Однако в ходе обсуждения был высказан ряд замечаний по концепции двух «дочек».

В частности, начальник ЗСЖД Александр Целько предложил обозначить в концепции порядок исполнения и текущего отцепочного ремонта. Он заметил, что в предложенных вариантах остаётся не совсем ясным, какая организация должна будет его делать, какая оплачивать и какая нести ответственность за качество.

Старший вице-президент компании Валентин Гапанович, в свою очередь, заметил, что в концепции мало затронуты вопросы безопасности и сертификации: чётко не сказано, будет сертификация государственной или на добровольных началах, как это принято во многих странах.

Было высказано предложение создать для работы в новом формате специальную структуру для контроля качества ремонта вагонов в частных депо с участием в том числе и представителей госорганов. Однако эта идея поддержки не получила. Владимир Якунин считает, что создание новых контролирующих структур противоречит основным направлениям развития конкурентной среды.

«Эта мера лишь приведёт к коррупции. В экономически развитых странах широко применяется страхование подвижного состава. Считаю, что подобную практику следует принять и отечественным операторам. Это повысит материальную ответственность депо за качество ремонта», – сказал глава компании.

Подводя итог, Владимир Якунин отметил, что «реформа вагоноремонтного комплекса необходима, нам следует снижать издержки компании, привлекать инвестиции, расширять сферу участия частного капитала. Но при этом надо избежать торопливых шагов, сохранить управляемость комплексом, как в сфере организации движения, так и с позиции безопасности». Проект концепции лишь первый шаг, и его можно оценивать как базовый документ. По словам Владимира Якунина, реформа вагоноремонтного комплекса оказалась чрезвычайно сложной задачей.

«До момента создания бизнес-плана необходимо чётко понять, какой вариант из всех предложенных действительно оптимален. Обозначить преимущества создания дочерних обществ и их необходимое количество с описанием пользы, как для материнской компании, так и для инвесторов и рынка в целом. При этом должно быть обеспечено безукоризненное выполнение всех задач, связанных с бесперебойностью перевозочного процесса», – резюмировал Владимир Якунин.

Президент ОАО «РЖД» поручил в течение трёх недель провести тщательную доработку проекта концепции реформирования, внести все лучшие предложения, выбрать один оптимальный вариант и в дальнейшем начать его обсуждение с министерствами и ведомствами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.11.09В поисках оптимального ремонта