18-03-10 / 2010
Новости отрасли
На прошедшей вчера итоговой коллегии Минтранса особое внимание было уделено конкуренции между различными видами транспорта. Транспортн...

Министерство транспорта разработало проект закона о введении платы за пользование автомобильными дорогами для большегрузных фур весом более 12 тонн. «Сейчас мы берём плату только с иностранных перевозчиков, которые ездят по российским дорогам, но Европейский союз настаивает на выравнивании условий конкуренции и на том, что этот сбор необходимо брать со всех перевозчиков, – заявил вчера министр транспорта Игорь Левитин. Министр считает, что этот источник поможет строить и содержать автомобильные дороги, финансирование которых в период кризиса значительно уменьшилось.

Вице-премьер Сергей Иванов, принимавший участие в коллегии, поддержал инициативу. «У нас такая протяжённость дорог, что если мы будем взимать плату с перевозчиков, то тут же появятся деньги на их строительство», – заметил он. Но финансирование строительства дорог – не единственный плюс предлагаемого Минтрансом новшества. Как полагают в ОАО «РЖД», оно может помочь создать более справедливые условия конкуренции между автомобильным и железнодорожным транспортом. Автомобильное плечо, при котором перевозка машинами становится эффективной, за последние несколько лет выросло с тысячи километров до пяти-шести тысяч. В Евросоюзе оно составляет только 500 км. Вместе с тем российские автоперевозчики находятся в заведомо выигрышном положении: они не несут расходы на пользование автодорогами и их строительство. Это за них делает государство: например, в ФЦП «Развитие транспортной инфраструктуры России до 2015 года» на эти цели заложено 3,2 трлн руб., ещё 0,4 трлн руб. должны добавить субъекты Федерации. – Введение платы за дороги – это выравнивание экономических условий, но суммы должны быть адекватными, ведь железнодорожный транспорт не только содержит, но и строит новые железнодорожные линии из своего тарифа», – заявил старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус. В каком объёме будет взиматься плата с автофур, в Минтрансе пока не уточняют.

Между тем с 2009 года плата для иностранных перевозчиков, въезжающих на территорию России, составляет 60 тыс. руб. в год. Но, как полагает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института естественных монополий Владимир Савчук, если размер платы для российских автоперевозчиков будет таким же, это не решит проблемы ремонта и строительства автодорог.

Эксперт согласен, что РЖД и автоперевозчики должны быть поставлены в одинаковые условия. «Ситуация, когда один из перевозчиков платит за инфраструктуру, а другой – нет, вносит неправильные ориентиры в экономику, – говорит Владимир Савчук. – Груз, вместо того чтобы идти наименее затратным путём, которым являются железные дороги, идёт более затратным, ведь при увеличении перевозок автомобилями приходится искать средства на строительство новых автодорог и решать экологические проблемы».

О конкуренции железных дорог с другими видами транспорта говорил на коллегии Минтранса и Сергей Иванов. Он заявил, что ожидал сильных изменений на рынке авиаперевозок после начала эксплуатации скоростного поезда «Сапсан». Однако ухода авиакомпаний с маршрута Москва – Санкт-Петербург не произошло. Несмотря на явный выигрыш железной дороги в скорости, авиаторы берут более низкой ценой, заметил вице-премьер.

«Железная дорога не проигрывает конкуренцию другим видам транспорта там, где эта конкуренция обоснованна», – замечает Борис Лапидус. Загрузка «Сапсана» составляет около 90%, что выше, чем у авиакомпаний на авиалинии Москва – Санкт-Петербург, отмечает топ-менеджер РЖД. На этом маршруте пока запущено, по сути, только два новых поезда: добавлены четыре «Сапсана», но сняты с расписания ЭР200 и «Невский экспресс». «Когда добавим остальные поезда, то увидим рост пассажирооборота», – уверен Борис Лапидус.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.03.10Честное состязание