02-06-16 / 2016
Новости отрасли
На принципах взаимной ответственности

В целях реализации комплексных технологических и управленческих решений с использованием информационных технологий и АСУ в ОАО "РЖД" поставлена задача выстраивания более эффективного взаимодействия с портами, повышения качества планирования совместной работы, в том числе за счет интеграции информационных систем компании и морских портов.

Алексей Кузнецов, заместитель начальника Управления движения – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО "РЖД"Стабильная эксплуатационная работа железных дорог в условиях роста экспортных грузопотоков обеспечивается дорожными Центрами управления перевозками и созданными в структуре дирекций управления движением логистическими центрами. В их ведении – оптимизация использования ресурсов инфраструктуры и тягового подвижного состава на основе своевременного подвода вагонов на припортовые станции, организация накопления судовых партий и перевалки грузов морскими терминалами, интеграция всего перевозочного процесса.

В ОАО "РЖД" достигнут высокий уровень автоматизации процесса планирования и подвода поездов к припортовым станциям. Однако следует отметить, что взаимодействие подразделений компании с портовиками в области подхода флота происходит на бумажных носителях.

При этом для ОАО "РЖД", которое нацелено на максимальное удовлетворение потребностей грузовладельцев, важно обеспечить непрерывность производственных процессов, своевременный вывоз готовой продукции, особенно в ключевых отраслях экономики. В этих целях в октябре 2015 года была разработана и внедрена технология взаимодействия логистических центров Дальневосточной, Северо-Кавказской и Октябрьской дирекций управления движением и территориальных центров фирменного транспортного обслуживания с дирекциями управления движением погрузочных дорог по сквозному планированию погрузки в направлении портов и морских терминалов.

Ежедневно в режиме аудиоконференции с участием руководителей логистических центров, причастных отделов Центральной дирекции управления движением и ЦФТО планируется погрузка грузов для портовых станций на предстоящие три дня. Данная технология направлена в первую очередь на привлечение дополнительных объемов погрузки за счет максимального использования всех резервов пропускной способности на подходах к портам и перерабатывающих способностей морских терминалов и позволяет оперативно регулировать вагонопотоки между терминалами, привлекая грузопоток в адрес наименее загруженных портов. В аудиоконференциях участвуют представители крупных грузоотправителей (СУЭК, "Мечел-Транс", "Кузбассразрезуголь", "РЖД-Логистика", "Металлоинвест"), которые проявили интерес к данной работе. В последующем планируется привлечь в процесс планирования ЗАО "МОРЦЕНТР-ТЭК".

Для освоения возрастающих грузоперевозок в порты реализуются проекты по повышению эффективности перевозочного процесса – это перевозки грузов по расписанию с согласованным временем отправления и прибытия на договорных условиях, организация движения тяжеловесных поездов с использованием инновационных вагонов, вождение соединенных поездов. Уже сегодня на направлениях Кузбасс – порты Северо-Запада, Кузбасс – Центр организовано движение поездов массой 8000 и 9000 тонн. На Восточном полигоне сети формируются поезда массой до 7100 тонн из инновационных полувагонов с повышенной загрузкой.

Благодаря улучшению взаимодействия железных дорог с портами и операторами морских терминалов в 2015 году количество отставленных от движения поездов было снижено на 25%, или на 38 поездов в сутки, по сравнению с 2014 году. В текущем году тенденции снижения количества отставленных от движения поездов сохраняются, однако потери от дополнительных эксплуатационных расходов еще существенны.

При этом во взаимодействии железных дорог и морских портов имеется ряд вопросов, требующих решения. Факторы, влияющие на эффективность организации перевозок грузов в порты, давно известны: неравномерность погрузки в течение месяца, неравномерная загрузка портовых мощностей и нерациональная заадресовка отправителями грузопотоков между морскими портами, нехватка портовых мощностей, в первую очередь на Юге России, неустойчивая работа технических средств, зависимость портовой инфраструктуры от метеоусловий, несопоставимые размеры ответственности за задержку флота под погрузкой и задержку вагонов в ожидании выгрузки, экономические условия продаж экспортной продукции российскими экспортерами, несовершенство транспортного законодательства.

Портовые терминалы согласовывают в свой адрес объемы выше перерабатывающих способностей, а понесенные потери в выгрузке из-за неблагоприятных погодных условий и несвоевременного подвода флота считают обоснованными. Дополнительные расходы, которые ОАО "РЖД" несет вследствие отставления от движения поездов, грузовладельцы практически не компенсируют, зачастую предъявляя свои претензии по просрочке в доставке грузов. Фактически ОАО "РЖД" выступает накопителем для отгружаемых грузов при невыполнении нормативов выгрузки терминалами и несет все сопутствующие потери по организации подъема и отставления поездов и занятия инфраструктуры общего пользования, нивелируя таким образом все недостатки в работе портов.

Центральная дирекция управления движением предлагает пути решения этих проблем. В условиях, когда выгрузка не обеспечивается по причинам неблагоприятных погодных условий и несвоевременного подвода флота, ОАО "РЖД" предоставляет клиентам возможность разместить на выделенных путях "накопительные" поезда при условии компенсации потерь либо сформировать судовую партию при организации выгрузки по "прямому" варианту.

В целях организации устойчивой эксплуатационной работы Северо-Кавказской, Октябрьской и Дальневосточной дорог, повышения надежности доставки грузов распоряжением ОАО "РЖД" установлен перечень станций и приемо-отправочных путей, на которых разрешается отставление от движения поездов в адрес припортовых станций. Перечень станций определен с целью максимального приближения суточного запаса выгрузки для припортовых станций.

Учитывая значительный рост объемов перевозок грузов в порты Дальневосточного региона, большой эффект ожидается от перехода на полигонные технологии. В соответствии с Программой развития вертикали управления движением на Восточно-Сибирской железной дороге создается региональный центр управления перевозками. Одной из основных функций РЦУП определено обеспечение логистики перевозок внешнеторговых грузов назначением в порты и пограничные переходы Дальневосточной дороги. Концентрация этой работы в Региональном центре управления перевозками позволит не просто организовать ритмичный подвод поездов в порты, но и значительно увеличить глубину прогноза продвижения поездопотоков по транзитным дорогам Восточного полигона, начиная с момента зарождения грузопотоков.

Применение передовых технологий способствовало достижению рекордных результатов по выгрузке в Новороссийском транспортном узле в текущем году. За счет слаженных действий диспетчерского аппарата центра управления перевозками и логистического центра дороги, а также коллектива станции Новороссийск были обеспечены в полной мере прием поступающего грузопотока и ритмичная подача вагонов на грузовые фронты, что позволило максимально использовать выгрузочные мощности терминалов и довести среднесуточную выгрузку вагонов в Новороссийском транспортном узле до рекордного уровня в 1 тыс. 954 вагона.

Государственной думой 17 мая этого года в первом чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О морских портах в РФ…", в котором предусмотрена взаимная ответственность за подачу-уборку вагонов и выгрузку в портах. Вносимые данным законопроектом изменения позволяют закрепить финансовую ответственность операторов морских терминалов за невыполнение согласованной нормы выгрузки. В этих целях, по нашему мнению, назрело создание на стыке железнодорожного и морского транспорта Единого центра транспортно-логистических услуг (ЕЦТЛУ). Центральная дирекция управления движением уже выходила с инициативой о создании ЕЦТЛУ в Новороссийском узле (см. газету "Гудок" № 204 от 17.11.2014). Эти предложения обсуждались при встрече с руководителями портов, однако в то время поддержки не нашли.

Изменение нормативно-правовой базы вовлечет руководителей портов и нефтебаз в данную работу. Основной целью и задачей ЕЦТЛУ должна стать работа на единый конечный результат – переработанный в транспортном узле вагон. Тут и увеличение размеров выгрузки, и организация перевозки грузов отправительскими маршрутами по расписанию, и снижение финансовых рисков ОАО "РЖД" в связи с повышением надежности доставки. Это также совместные решения по вопросам транспортно-логистического обслуживания – повышению его качества и расширению перечня предлагаемых услуг, предоставлению их по принципу "одного окна", введению единой комплексной ставки за железнодорожные услуги и перевалку грузов.

Дальнейшее развитие инновационных технологий и совершенствование логистических схем управления при организации перевозок внешнеторговых грузов в порты позволят обеспечить повышение доходности Компании и надежности доставки грузов в порты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.06.2016