Отсутствие этой нормы в проекте постановления правительства РФ "Об основах правового регулирования деятельности операторов" - одна из основных причин, по которым этот документ не устраивает ОАО "РЖД", рассказывает начальник правового департамента компании Вадим Бынков.
- Вадим Иванович, как Вы оцениваете проект данного документа? Можно ли сказать, что при его подготовке была учтена позиция ОАО "РЖД"?
- В целом проект данного документа оценивается нами отрицательно. В нем нет четкого изложения того, что именно входит в деятельность, осуществляемую операторами, которая отличает их от других участников перевозочного процесса и для урегулирования которой данный документ, собственно, и предназначен (согласно п. 1 проекта постановления). Мы считаем, что деятельность операторов (и это должно быть исчерпывающе указано в документе) заключается в предоставлении вагонов, контейнеров для железнодорожных перевозок грузов. Осуществление иных видов деятельности допустимо. Но при этом такие компании уже не должны выступать в правовом статусе операторов.
Не учтены также и предложения ОАО "РЖД" по правовому регулированию деятельности операторов. В частности, проект постановления не возлагает на них обязанность предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры под перевозку грузов. Вместо этого в документе одним из принципов деятельности операторов провозглашается принцип свободы договора. Это означает, что они, как и сейчас, не будут нести ответственность перед государством, обществом за обеспечение перевозчиков и грузоотправителей принадлежащими им вагонами, контейнерами.
Кроме того, проект документа содержит положения, часть которых не соответствует действующему законодательству о железнодорожном транспорте, а часть носит декларативный характер. В качестве примера первых можно привести указание, что операторы предоставляют для перевозки или транспортировки грузов "железнодорожный подвижной состав". Между тем, согласно ст. 2 федерального закона
"О железнодорожном транспорте в РФ", оператор, во-первых, является участником перевозочного процесса, а не процесса транспортировки, а во-вторых, участвует в нем с использованием принадлежащих ему вагонов и контейнеров. Понятие же железнодорожного подвижного состава включает в себя не только вагоны, но и локомотивы, моторвагонный и иной подвижной состав.
Примером норм, носящих декларативный характер, может служить положение о создании саморегулируемых организаций операторов. Дело в том, что добровольность образования СРО в различных сферах предпринимательской или профессиональной деятельности и добровольность членства в таких организациях уже предусмотрена законом "О саморегулируемых организациях". Поэтому нет необходимости дублировать это положение в акте правительства РФ. Обязательность же членства в СРО операторов может быть введена только федеральным законом.
- Существует точка зрения, что этот документ отстаивает интересы крупных операторских компаний, как Вы к ней относитесь?
- Я могу согласиться с этой точкой зрения.
- После принятия постановления чем будут отличаться правовые статусы оператора и собственника вагонов? И нужно ли такое деление в принципе?
- В случае принятия постановления в редакции, подготовленной Минтрансом России, разница в правовом статусе оператора и собственника вагона (в сравнении с их сегодняшним положением) не изменится. А разница в статусах указанных лиц обязательно должна быть!
Собственник - это лицо, которому вагон принадлежит на праве собственности. Оператор же - лицо, которое не только владеет вагонами на законном праве (будь то вещное право, например собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление, или обязательственное право, например аренда), но и осуществляет деятельность по предоставлению таких вагонов другим лицам (перевозчикам, грузоотправителям) для доставки грузов.
При этом на оператора должна быть возложена обязанность предоставлять принадлежащие ему вагоны, контейнеры под перевозки грузов. И такая обязанность должна быть закреплена за оператором в первую очередь федеральным законом. Это будет означать следующее: если хозяйствующий субъект захотел осуществлять деятельность по обеспечению перевозчиков и грузоотправителей (грузовладельцев) принадлежащими ему вагонами, контейнерами, то для этого он должен получить статус оператора. Например, должен быть внесен в соответствующий реестр операторов, ведущийся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. А получив такой статус, этот хозяйствующий субъект уже как оператор должен быть обязан (а не иметь право) предоставлять принадлежащие ему вагоны, контейнеры для перевозок грузов.
- Как Вы считаете, нужно ли в постановлении правительства РФ устанавливать требования, касающиеся квалификации сотрудников операторских компаний?
- Считаю это не лишним.
- Достаточно ли будет данного постановления для создания правовой базы регулирования деятельности операторов?
- Нет, недостаточно. Необходимо на законодательном уровне устанавливать требования, соответствие которым являлось бы обязательным условием для начала осуществления заинтересованным лицом деятельности, именуемой "операторская".
В числе прочих к таким требованиям для получения права осуществлять операторскую деятельность можно было бы отнести:
- членство в СРО операторов;
- страхование гражданской ответственности операторов за причинение вреда;
- включение компании в реестр, ведущийся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Но, подчеркиваю, для того чтобы эти требования стали обязательными, они должны быть закреплены в федеральном законе, а не в постановлении правительства.
- То есть, на Ваш взгляд, нужно вводить обязательное членство в СРО? Будет ли достаточно всего одной СРО операторов?
- Предложение о введении обязательного членства в саморегулируемой организации как условия для возможности осуществления операторской деятельности представляется достаточно интересным и полезным. Количество же СРО закон не ограничивает.
Перед самым подписанием номера в печать на совещании в Минтрансе 16 февраля была представлена новая редакция проекта постановления правительства "Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов", доработанного с учетом высказанных ранее отраслевыми экспертами замечаний.
В частности, вместо ценза в 1 тыс. вагонов предложено категорирование компаний в зависимости от вида их деятельности и без установления жестких условий ее осуществления. Минтранс считает, что нужно разделить операторов на сетевых, региональных, специализированных, корпоративных и контейнерных.
Предполагается, что сетевые операторы могут иметь на праве собственности или ином праве подвижной состав, в том числе специализированный, в количестве не менее 5 тыс. единиц. И предоставлять свои вагоны для перевозки широкой номенклатуры грузов на любых направлениях.
Региональные операторы могут иметь различные виды подвижного состава в количестве до 5 тыс. единиц. И перевозить разные грузы, но на определенных направлениях.
Специализированные операторы работают со специализированным подвижным составом для перевозок определенной номенклатуры грузов. Корпоративными могут стать компании, имеющие вагоны и предоставляющие их определенным клиентам, как правило, входящим вместе с оператором в одну группу лиц. И последняя категория операторов - контейнерные. Сюда предлагают отнести тех, кто имеет специализированный подвижной состав и контейнеры.
При обсуждении данной редакции были поддержаны еще две инициативы. Первая - наделить операторов первой категории признаком публичности. Это обяжет ключевых игроков рынка заключать договоры перевозки со всеми грузовладельцами. И вторая - обязать всех участников рынка грузоперевозок предоставлять одинаковые условия клиентам с идентичным грузом и маршрутом.
Кроме того, существенно доработаны положения проекта постановления, касающиеся статуса единого реестра операторов и порядка его ведения Росжелдором. Определены сведения, подлежащие внесению в реестр. Установлено, что их часть будет иметь общедоступный характер и публиковаться на сайте Росжелдора.
Видимо, общественное обсуждение сыграло свою роль. Новый проект будет проанализирован в следующем номере.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
журнал РЖД-Партнер | 24.02.12 | "В целом оцениваем отрицательно" |