02-08-10 / 2010
Новости отрасли
На минувшей неделе Минэкономразвития и Минфин согласовали список из 11 крупных компаний, госпакеты акций которых будут приватизированы в...

Даже за год до экономического коллапса было понятно, что денег бюджету хватать не будет катастрофически. И тогда правительство решило продать акции 63 предприятий, выручив за них 56 трлн. еще неденоминированных рублей (примерно $9,3 млрд.). Сумма по тем временам просто фантастическая. В силу различных причин эти намерения так и остались нереализованными, но та программа приватизации остается неким ориентиром до сих пор. В 2011 году правительство намерено получить от приватизации 300 млрд. руб., что по нынешнему курсу составляет около $7,6 млрд. (скромнее, чем 13 лет назад), а за три года - 1 трлн руб. В нынешнем предпродажном списке, который интересно сопоставить с аналогом образца 1997 года, 11 крупных компаний. Пересечений всего три - "Роснефть", "Транснефть" и "Совкомфлот". Сегодня к ним добавились три банка - Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, три представителя агропромышленного сектора - "Росагролизинг", "Росспиртпром" и Объединенная зерновая компания, а также две энергетические компании - ФСК и "РусГидро". 13 лет назад на их месте были "ЛУКОЙЛ", "Славнефть", "Связьинвест", "Транснефтепродукт", два аэропорта - Шереметьево и Внуково, а также "Аэрофлот". Как видно, представительство "кандидатов" от транспортной отрасли на участие в приватизации в конце 1990-х было значительно более широким. Всю прошлую неделю в качестве одного из активов, который мог бы неплохо пополнить казну, выступали акции ОАО "РЖД". Вообще, в идее продать часть госпакета акций, сохранив контроль за государством, нет ничего крамольного. Но "Российским железным дорогам" это могло принести целый ряд неожиданных проблем.

Компания все еще находится в стадии реформирования, из нее по-прежнему выделяются дочерние и зависимые общества. Появление же при этом миноритарного акционера, которому могут не понравиться те или иные аспекты утвержденной государством программы реформирования, может привести к корпоративному конфликту. Именно поэтому РЖД и исключены из списка объектов на продажу с формулировкой "до завершения реформы железнодорожного транспорта". Решение для бюджета наверняка непростое, но правильное. Ведь когда речь идет о компании, составляющей основу инфраструктуры национальной экономики, очевидно, что с помощью приватизации можно привлекать не только средства в казну, но и ресурсы для модернизации этой инфраструктуры. Первичная публичная продажа акций, которую у нас принято называть по аббревиатуре английского названия - IPO, позволяет эффективно делать это. Таков мировой опыт. И именно о возможности этого пути, в том числе и в отношении дочерних компаний, говорил в своем недавнем интервью "Гудку" президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин (подробнее об этом в номере от 22 июля 2010 года). Но для этого нужно не продавать имеющиеся акции, а увеличивать капитал, что всегда проблематично при появлении до этого хотя бы еще одного акционера. И наконец, у проблемы приватизации ОАО "РЖД" существует и социальный аспект. Если бы государство решилось на начало продажи принадлежащих ему акций компании, то впервые в современной российской истории возникла бы ситуация, когда в приватизации крупной компании ее работники вообще не принимают участия. Ведь трудовые коллективы "Газпрома", "Транснефти", всех нефтяных, энергетических, авиационных компаний так или иначе участвовали в приватизации. И только железнодорожники могли остаться в стороне от этого процесса, что явно несправедливо.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.08.10РЖД не для продажи