24-01-17 / 2017
Новости отрасли
На контейнерном рынке грядут перемены?

По разным оценкам, сегодня в стране не менее 50% компаний работает с госучастием. В связи с улучшением ситуации на контейнерном рынке, вот уже несколько месяцев обсуждается судьба ведущей компании отрасли. Причем от того, кому достанется ключевой пакет акций, ситуация в данном сегменте бизнеса может измениться. Гложут сомнения

Глава ФАС предостерег от совершения ошибки при приватизации "ТрансКонтейнера". "Решение о приватизации контрольного пакета должно быть осторожным, принято только в результате тщательных анализа рынка и дискуссии в правительстве", - заявил глава ФАС Игорь Артемьев.

Он также напомнил, что 7 лет назад ФАС добилась того, что на рынке контейнерных терминалов появились частные игроки. Несмотря на это в ФАС заявляли, что частная монополия может оказаться гораздо хуже государственной.

Если в декабре представители РЖД заявляли, что наиболее выгодной будет продажа части пакета акций (50% плюс 2 акции), то к концу месяца пришла к выводу, что выгоднее всего сохранить текущую ситуацию. ОАО РЖД пока не определило свою позицию по целевой структуре акционеров "Трансконтейнера". Обсуждение продолжается. При этом в течение прошлого декабря ОАО РЖД склонялось к разным решениям относительно своей доли в "Трансконтейнере". Рассматривалось 4 варианта: сохранение существующего положения, наращивание доли до 100%, разделение "ТрансКонтейнера" по видам деятельности или на контейнерный и терминальный бизнес, а также продажа части доли или всех акций. Сначала самым реальным казался последний вариант, но затем РЖД все же решило сохранить существующую структуру акционеров "ТрансКонтейнера", следует из протокола заседания комитета по стратегическому планированию ОАО РЖД от 23 декабря. Согласно этому документу, менеджмент рассматривал уже 3 версии: полную или частичную продажу акций, его разделение между акционерами и сохранение статус-кво.

Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД относительно контрольного пакета монополии в "ТрансКонтейнере".

"Мы сейчас хотим собрать информацию от всех участников рынка и, в первую очередь, естественно, от держателей этого пакета акций. Важно, кто будет в дальнейшем управлять (пакетом - прим. ред.)", - заявил министр транспорта РФ Максим Соколов.

Отметим, что интерес к покупке пакета РЖД в "ТрансКонтейнере" проявляют несколько компаний, в том числе Первая грузовая компания, а также группа "Сумма".

А воз и ныне там

В июне 2016 года стало известно, что РЖД рассмотрит вопрос продажи 50% плюс двух акций "Трансконтейнера" группе "Сумма". Доля в "Трансконтейнере" принадлежит РЖД через подконтрольную "Объединенную транспортно-логистическую компанию".

Группа "Сумма" предложила РЖД два варианта. Первый вариант предполагал продажу на условиях выкупа 25% плюс одной акции по рыночной цене, определенной независимым оценщиком, с премией к рынку в 20–30% и подписанием опциона на продажу для оставшегося пакета, который будет исполнен в течение четырех-пяти лет. Второй вариант предполагал выкуп по рыночной цене всего пакета "Трансконтейнера", принадлежащего РЖД.

В середине ноября вице-президент РЖД Андрей Старков рассказал, что в покупке доли в "Трансконтейнере" заинтересован и РФПИ совместно с иностранными партнерами.

Однако ни одно из предложений так и не было выбрано.

Напомним, что в принципе речь о приватизации "ТрансКонтейнера" шла еще до того, как доля РЖД перешла в капитал создаваемой с железнодорожными администрациями Белоруссии и Казахстана ОТЛК.

"ТрансКонтейнер" снова в цене

По наблюдениям начальника отдела анализа рынков "Открытие Брокер" Константина Бушуева, последний квартал 2016 года цена на акции "ТрансКонтейнера" находится в диапазоне 3500-4000 руб., то есть в районе глобальных максимумов по ценной бумаге 2012-2013 гг. В такой ситуации продажа акций со стороны РЖД вполне комфортна и приемлема. Хотя еще в марте прошлого года акции "ТрансКонтейнера" стоили минимальные 1860-1870 руб. по ценам закрытия на Московской бирже. "Улучшение конъюнктуры рынка контейнерных перевозок и ожидания возможной приватизации подняли акции до 4000 руб. к сентябрю", - поясняет он.

Как отмечают участники рынка, в настоящее время около 2/3 всех акций "ТрансКонтейнера" тем или иным образом контролируются структурами РЖД. "Для бюджета и для развития рынка контейнерных перевозок была бы полезной приватизация доли РЖД с передачей в частные руки на максимально открытой и прозрачной конкурсной основе", - считает К. Бушуев.

Отраслевые эксперты комментируют, что приватизация контрольного пакета могла бы внести изменение в принципы управления компанией, если бы он попал в руки заинтересованному стратегическому инвестору. Кроме того, приватизация госкомпаний может дать толчок к росту их эффективности, прозрачности управления, повышению привлекательности для инвесторов и улучшению инвестиционного климата в стране в целом.

Финансовые аналитики полагают, что, не смотря на рост стоимости акций, в целом они неликвидны, однако именно реальным катализатором для акций может послужить приватизация контрольного пакета. При этом участники рынка полагают, что и в текущем году приватизации компании не произойдет.

Справка

ОТЛК (дочерняя компания РЖД) принадлежит 50% плюс две акции "ТрансКонтейнера", транспортной группе FESCO - 25,07%, ЗАО "Управляющая компания "Трансфингрупп" - доверительное управление пенсионными резервами НПФ "Благосостояние" - 24,5%.

Акции "ТрансКонтейнера" торгуются на Московской бирже. Депозитарные расписки на акции компании торгуются на Лондонской фондовой бирже.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру24.01.2017