11-11-13 / 2013
Новости отрасли
На конференции по ж/д тарифному регулированию говорилось о необходимости совершенствовать систему ценообразования

На недавней московской конференции по железнодорожному тарифному регулированию много говорилось о необходимости соответствовать вызовам времени и совершенствовать систему ценообразования. В выступлениях руководителей ОАО "РЖД" звучали конкретные предложения в рамках такого совершенст вования, в частности по дальнейшему дерегулированию тарифов в определенных сегментах перевозок. Позиции же представителей регуляторов были все-таки достаточно обтекаемыми.

А между тем нельзя не видеть, что в ходе реформирования железнодорожного транспорта тарифная тема всегда была самой отстающей, хотя должна была бы быть, наоборот, наиболее передовой, потому что без дерегулирования тарифов в конкурентных сегментах здесь не работают важнейшие механизмы привлечения инвестиций, сокращения издержек, повышения клиентоориентированности, реагирования на спрос и т.д.

Напомним, что в Программе реформы планировалось уже на первом этапе провести "либерализацию тарифов на железнодорожные перевозки в конкурентном и временно монопольном секторах". Признавая, что железнодорожный транспорт далеко не во всех сегментах является монополистом, документ указывал на наличие внутриотраслевой, межотраслевой, межтранспортной и международной конкуренции. Достаточно подробно Программа называла и те конкретные виды перевозок, которые имеют место в таких сегментах и требуют отмены там жесткого тарифного регулирования.

Однако в ходе реформы в этой связи сделано было крайне мало. В результате тарифная система как гибкий инвестиционный инструмент, направляющий капитал туда, где он больше всего в данный момент нужен для увеличения мощностей, на железной дороге до сих пор не работает, за исключением операторского рынка. Это порождает и недофинансирование инфраструктуры, и дисбаланс разных сегментов. А между тем внесенные еще в 2003 году изменения в закон "О естественных монополиях" подчеркивали необходимость дерегулирования, говорили о "недопущении сдерживания" такого перехода и даже наделили соответствующий орган власти полномочиями самостоятельно принимать решения о прекращении регулирования. Будем надеяться, что Федеральная служба по тарифам при поддержке других регулирующих органов в обозримом будущем будет активнее пользоваться этим правом, более оперативно отвечая таким образом на отмеченные вызовы времени.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.11.13Время зовет