07-12-12 / 2012
Новости отрасли
На Кольском полуострове при участии РЖД создается крупный транспортный узел, предназначенный для обработки угля и нефти

О необходимости такого хаба говорят давно. Однако сейчас появилась надежда на завершение проектирования и начало строительства в 2013 году.

Шельфовые подвижки

Путь доставки грузов из Китая и стран Азии через порт Мурманск на Восточное побережье Америки на 5-7 тыс. км короче, чем по традиционно сложившемуся маршруту через Панамский канал, что теоретически позволяет сократить затраты и время на перевозку. Это главное, что привлекает грузовладельцев в Мурманском транспортном узле (МТУ).

В настоящее время в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)" на основе государственно-частного партнерства реализуется проект "Комплексное развитие МТУ". Он предусматривает выделение около 150 млрд руб. на строительство причалов и на средства навигации и еще 29 млрд руб. - на обустройство железнодорожной инфраструктуры.

Основной целью проекта, по словам первого заместителя губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина, является создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба, интегрированного в международный транспортный коридор Север - Юг. В частности, запланировано строительство новых терминалов по перевалке угля и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива. На восточном же предполагается выполнить реконструкцию существующего угольного комплекса, а также построить контейнерный терминал, логистический центр и дистрибуционную зону.

Западный берег облюбовали угольщики

В рамках проекта развития МТУ на западном берегу залива должна быть проложена новая железнодорожная ветка. В Центральной дирекции инфраструктуры РЖД сказали, что ее проектирование уже практически завершено. Есть планы развития Октябрьской магистрали, предусматривающие строительство вторых путей и удлинение путей станций на подходах к МТУ. Однако все дальнейшие этапы развития увязаны с динамикой прироста объемов реальных грузопотоков. Сейчас железная дорога реализует свои программы с таким расчетом, чтобы постоянно сохранялся определенный запас пропускной способности подходной инфраструктуры. Для того, чтобы обосновать инвестиции в создание новой ветки, требуются гарантии роста грузопотоков.

Иными словами, железнодорожники свои обязательства выполняют. Но поскольку заказчиком по проекту развития МТУ выступает Министерство транспорта, дальнейшее его продвижение зависит прежде всего от решений в рамках государственно-частного партнерства, принимаемых на федеральном уровне.

Как сообщили в Минтрансе, в настоящее время ООО "НПО "Мостовик" заканчивает выполняемые по заказу ФКУ "Ространсмодернизация" работы по проектированию объектов железнодорожной инфраструктуры в районе порта Мурманск и развитию его акватории. Планируется, что уже к концу текущего года проекты будут направлены на госэкспертизу, а с 2013-го начнется строительство.

Для развития инфраструктуры в 2008 году создано ОАО "Управляющая компания Мурманского транспортного узла", соучредителями которого стали правительство области, ОАО "РЖД", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Мурманский морской торговый порт" и ФГУП "Росморпорт".

В феврале 2012 года правительством РФ была утверждена программа "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". На недавней встрече с губернатором Мурманской области Мариной Ковтун президент холдинга "Сибирский деловой союз" Михаил Федяев обсуждал детали реализации проекта по созданию угольного терминала Лавна на западном берегу Кольского залива. На ней угольщики подтвердили о своем интересе к проекту и пообещали, что рабочая документация по терминалу Лавна должна появиться в конце 2012-го.

В июле этого года правительство Мурманской области, ФКУ "Ространсмодернизация" и ООО "Морской торговый порт Лавна" подписали трехстороннее инвестиционное соглашение, которое предусматривает взаимодействие сторон при строительстве объектов федеральной собственности, включая железнодорожную ветку на западном берегу Кольского залива. Согласно ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)", данные работы намечалось завершить до 2015 года. К этому же времени предполагается сдать в эксплуатацию первую очередь угольного комплекса на 6 млн т в год (его проектная мощность составляет 18 млн т в год).

На западном берегу может появиться также газохимический комплекс. Уже выполнены предпроектные работы по обоснованию его сооружения с участием ведущих специалистов в области химии, газохимии и производства минеральных удобрений. Вместе со специалистами ОАО "Газпром" и Федеральной службы по тарифам проведены работы по оценке уровня цен на газ, который может быть получен на Штокмановском месторождении для его дальнейшей переработки и продажи на экспорт. Как сказали в департаменте нефти и СУГ "Газпрома", стимулом к развитию стало то, что газовая компания открыла офис в Швейцарии и планирует добиться стабильных поставок СУГ за пределами РФ. Рассматриваются планы по расширению продаж как на Дальнем Востоке и в Северной Америке, так и в Европе.

Восточный берег - ключ к Арктике

На базе нынешнего Мурманского порта на восточном берегу свой терминал строит "Норильский никель". Уже введены в строй объекты первой очереди мощностью 0,7 млн т. В 2013 году предполагается завершить второй этап.

В дальнейшем на восточном берегу Кольского залива появится контейнерный терминал мощностью

500 тыс. TEU, комплекс по обработке генгрузов и логистический центр. Все это необходимо прежде всего для освоения новых шельфовых месторождений: из Мурманска по Северному морскому пути повезут оборудование и снабжение для нефтяников и газовиков.

Ну а сегодня основной груз в Мурманске - уголь. Доставляется он к причалам на восточном берегу по железной дороге. Накапливать судовые партии грузов для отправки на экспорт на старых площадках портовикам особо негде. Поэтому флот загружают обычно с колес - по прямому варианту - из вагонов в трюмы.

Ежегодно в Мурманске обрабатывается до 550 судов и 220 тыс. вагонов. В среднем ежесуточный вагонооборот составляет 1,5-1,6 тыс. ед.

При этом значительная доля в перевалке грузов принадлежит угольщикам: по данным Октябрьской магистрали, около 407 полувагонов в сутки. Причем в течение этого года на станции Мурманск наблюдалась тенденция к увеличению объемов выгрузки угля. Ожидается, что она сохранится по крайней мере до конца 2012-го. Однако, как был вынужден признать заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, потенциал роста порта ограничен высокой степенью износа причальных сооружений.

Магнит для танкеров

В дальнейшем основную часть грузопотоков, следующих через МТУ, могут составлять наливные грузы. Это следует из прогноза использования трасс Северного морского пути. Сейчас нефтеналив перегружается главным образом на рейдовых накопителях, включая комплекс "Белокаменка", обеспечивающий перевалку до 16 млн т нефти и нефтепродуктов в год.

Терминал ООО "Коммандит Сервис" также переваливает наливные грузы с помощью танкера-накопителя. С 2004 года компания собственными силами провела реконструкцию материально-технической базы Северного флота с целью организации перевалки нефтепродуктов на экспорт.

Также в акватории Кольского залива размещен рейдовый перевалочный комплекс, оператором которого выступает Мурманское морское пароходство. Якорно-швартовные системы комплекса позволяют принимать танкеры-транспортировщики дедвейтом до 150 тыс. т.

На нефтебазе Мурманского морского рыбного порта также действует Первый мурманский терминал. Его общий резервуарный парк составляет около 100 тыс. куб. м и позволяет переваливать широкую номенклатуру нефтепродуктов.

Что касается перспективы МТУ в целом, то на восточном и западном берегах, по расчетам ИЭРТ, в 2020 году основную часть его грузопотока составят соответственно уголь и нефтепродукты в цистернах. В частности, объемы перевалки угля могут вырасти до 33 млн т, выгрузка нефтепродуктов - до 9 млн т. Кроме того, планируется увеличить внешнеторговые контейнерные перевозки - до 10 млн т. Следовательно, суммарный грузооборот Мурманского транспортного узла может составить

52 млн т. Такой рост грузооборота потребует и соответствующего развития железнодорожной инфраструктуры.

Интервью по поводу

Море начинается с берега

В последнее время роль портов Северо-Запада возрастает. И укрепление железнодорожных подходов к ним становится все более актуальной задачей. Об этом состоялась наша беседа с заместителем главного инженера ОАО "Ленгипротранс" Вячеславом Егоровым.

- Вячеслав Николаевич, расскажите, пожалуйста, какие проекты реализуются РЖД в регионе?

- Обустройство подходов к российским портам на Северо-Западе с 2000 года включено в список приоритетов стратегии развития инфраструктуры ОАО "РЖД". И сейчас этим проектам придается особое значение - они должны обеспечить пропуск растущих грузопотоков, прежде всего экспортных. Значительные объемы экспорта, ориентированные на северо-западные порты, поступают с Урала и Сибири по стыкам с Северной магистралью. Причем линия Вологда - Волховстрой - одна из самых грузонапряженных на сети: по ней следуют в среднем около 65 пар поездов в сутки, а в ближайшей перспективе их количество вырастет до 90 пар. Поэтому без реконструкции железнодорожной инфраструктуры в этом направлении не обойтись. В частности, для разгрузки этого направления институт инициировал рассмотрение вопросов по усилению инфраструктуры и пропускной способности на участке Сонково - Мга.

И сегодня он принимает активное участие в разработках на эту тему.

Проекты, реализуемые в крупнейшем в бассейне порту - Санкт-Петербург - основываются на том, что грузопотоки через ст. Автово к 2025 году вырастут на 8%, а через ст. Новый Порт - на 15%. Дополнительный рост объемов обеспечат аванпосты Ломоносов и Бронка. Поэтому обязательно потребуется модернизация станций Ораниенбаум и Бронка. Предполагается комплексная реконструкция ст. Шушары, в районе которой сейчас развиваются грузовые терминалы.

Стивидорами намечена обширная программа развития порта Усть-Луга. Здесь вслед за растущими грузопотоками планируется подтянуть и железнодорожную инфраструктуру. В частности, проектируется специализированная припортовая станция с уникальной сортировочной горкой, которую намечено оснастить оборудованием компании "Сименс". Припортовый Усть-Лужский железнодорожный узел будет оснащен единым управляющим логистическим центром, увязывающим в единый технологический процесс работу железнодорожных станций этого узла и морских перегрузочных терминалов.

В планах развития - и подходы к портам Приморск, Выборг и Высоцк. Здесь основная точка роста - терминалы ООО "Петротранс Приморск" (ст. Ермилово), где грузопоток к 2025 году может увеличиться до 11,6 млн т, и порт Высоцк - с увеличением объемов переработки до 7-8 млн т.

- А какое значение придается развитию железнодорожных подходов к порту Мурманск?

- Еще одно направление роста на Северо-Западе - Мурманск. В последние годы вкладывалось немало средств в укрепление ближних железнодорожных подходов к порту. Но дело в том, что сейчас в эту сторону ведут около

300 км однопутных участков и в случае существенного увеличения грузопотоков могут образовываться заторы.

Предпосылки к этому связаны со строительством угольного и нефтяного терминалов на западном берегу Кольского залива в районе Лавны и предполагаемом развитии портовых терминалов в порту Мурманск. В перспективе на этом направлении необходимо строить вторые пути.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер05.12.12Уголь и нефть пойдут на Север