30-09-13 / 2013
Новости отрасли
На инвестиционном форуме правительство обсудило, как вкладывать деньги в инфраструктурные проекты

Правительство озабочено степенью эффективности государственных инвестиций из Фонда национального благосостояния на развитие транспортной сети, они должны вернуться с прибылью. Чиновники намерены использовать методы страхования и управления рисками. Об этом, в частности, шла речь на XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013».

«Правительство при одобрении президента сделало выбор в пользу определённого числа крупных проектов и на данный момент считает их реализацию обоснованной, – заявил на форуме вице-премьер Аркадий Дворкович. – Это проекты, которые свяжут страну сильнее, чем региональные проекты, чем проекты другого масштаба».

В июне президент Владимир Путин объявил, что из ФНБ будут финансироваться модернизация Дальневосточного железнодорожного полигона, строительство ВСМ Москва – Казань и Центральной кольцевой автомобильный дороги. На это будет выделено 450 млрд руб., но они должны быть возвращены с определённой прибылью.

Однако Аркадий Дворкович сообщил, что видит риски окупаемости проектов и, соответственно, деньги в бюджет и в ФНБ могут и не вернуться, хотя для страны в целом в 15–20-летней перспективе они и принесут отдачу.

Основная опасность кроется в постоянном удорожании проектирования, материалов, работ, в результате чего проект, как правило, полностью выбивается из первоначальной финансовой модели.

В правительстве идёт дискуссия, каким образом организовать финансирование строек. Министр экономического развития Алексей Улюкаев полагает, что государственные инвестиции именно из ФНБ должны быть защищены от риска невозврата с помощью определённых финансовых инструментов. «В проекте есть несколько составных частей, поэтому должно быть распределение рисков между ними, сформированы профили риска и доходности», – пояснил министр журналистам.

Министр финансов Антон Силуанов полагает, что финансирование необходимо осуществлять с помощью государственных облигаций, которые для Минфина гораздо более простой и понятный инструмент, чем акции компании. Ещё одной мерой может стать введение персональной ответственности за результат реализации масштабных проектов.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин утверждает, что риски существуют всегда, однако ими нужно грамотно управлять. «Как в компаниях существуют риск-менеджмент и система управления финансами, так и в масштабах страны должно быть то же самое, – заявил Владимир Якунин. – Я в нынешних условиях вижу больше рисков во вложении денег, например, в иностранные государственные облигации».

Особое внимание было уделено финансированию строительства ВСМ, поскольку, по мнению Алексея Улюкаева, существует риск неправильной оценки пассажиропотока, а сам проект уже вырос в цене на 140 млрд руб. по сравнению с первоначальной оценкой. Однако первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин сообщил, что государственная часть вложений не увеличилась, а рост стоимости связан с новыми, более точными оценками, которые ранее не включали строительство вокзала, увеличение подвижного состава и более дорогую землю. Стоимость последней увеличена, поскольку ещё не принят закон об особом порядке изъятия земли.

«Магистраль Москва – Казань является крайне важным проектом, который направлен на развитие регионов и на объединение страны», – напомнил Александр Мишарин. Министр финансов Антон Силуанов пообещал рассмотреть возможность увеличения бюджетного финансирования проекта ВСМ и предоставления льгот по нему, когда будет готово финансово-экономическое обоснование.

Полноценная модернизация БАМа и Транссиба начнётся уже в следующем году, сообщил старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. Компания, зная, что вопрос с финансированием в принципе решён, направила свои средства на проектирование. К оценкам потенциального грузопотока здесь подошли более осторожно. «Заявок на увеличение грузопотока здесь было на 100 млн тонн, однако мы, использовав нашу возрождённую методику межотраслевого баланса и опросив основных грузоотправителей, определили для себя подтверждённые 55 млн тонн, – говорит Вадим Михайлов. – Здесь мы видим большой спрос со стороны азиатских государств. К 2018 году мы увеличим пропускную способность до нужного уровня».

Определённым риском для компании стало решение правительства о замораживании роста тарифов на грузовые перевозки. Однако министр экономического развития Алексей Улюкаев высказался за предоставление РЖД бюджетных субсидий, которые покажут, что отрасль пользуется государственной поддержкой.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.09.13Управление риском