На экспертном совете Федеральной антимонопольной службы по железнодорожному транспорту решено вынести проект регламента предоставления вагонов ОАО «РЖД» и его дочерними компаниями на обсуждение с грузовладельцами.
"Регламент предоставления группой лиц в составе ОАО "РЖД", ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК" грузоотправителям вагонов (в том числе для выполнения по вагонных отправок)" обсуждается уже почти 10 месяцев.
Но железнодорожникам пока не удается найти приемлемого компромисса с ФАС.
"В конце апреля РЖД, ПГК и ВГК подписали тот вариант регламента, который точно соответствует решениям, принятым правительством при создании ВГК, и там все вопросы урегулированы, - говорит заместитель руководителя юридического департамента ОАО "РЖД" Алексей Васильев. - Однако ФАС это не удовлетворило, и на экспертном совете решили создать специальную рабочую группу, в которую включат грузовладельцев.
Группа в течение двух недель должна доработать проект регламента".
ФАС продолжает настаивать на бессрочном действии регламента и на том, чтобы туда были включены другие операторы, хотя документ подписывается лишь тремя компаниями.
Как сообщили в ЦФТО ОАО "РЖД", исполняться пока будет тот документ, который подписан РЖД, ПГК и ВГК, то есть без привлечения третьих лиц. Проект ФАС еще будет дорабатываться, и в ЦФТО не исключили, что грузовладельцы выдвинут еще какие-нибудь дополнительные условия при обсуждении.
Такие намерения действительно есть.
Привлеченный в состав рабочей группы от грузовладельцев вице-президент "Союзгрузтранса" Виктор Евпаков рассказал, что ему не нравится в регламенте, подписанном РЖД. В частности, многие аспекты будут регулироваться договором.
"Если нет прямого указания в законе, то в рамках договорных отношений всегда появляется возможность отойти от жестко зафиксированной стоимости и обязательности исполнения услуги, обусловив это какими-то требованиями, - говорит Виктор Евпаков. - А для грузовладельцев вопрос цены и качества услуги всегда самый важный, поэтому я буду настаивать на прямых формулировках".
Ранее в ПГК и ВГК сообщили, что готовы выполнять те условия перевозок, которые будут определены в регламенте, в том числе и по обязательности перевозок грузов по Прейскуранту 10-01.
В антимонопольном ведомстве от комментариев отказались.
Тем не менее эксперты полагают, что решение ФАС о создании специальных условий для группы РЖД отбрасывает рынок назад.
"Никто из участников рынка по Прейскуранту 10-01 сегодня не работает, поскольку его уровень не позволяет формировать доходную часть перевозочной деятельности, - отмечает независимый эксперт по перевозкам угольной и металлургической продукции Андрей Громовой. - При этом нет оснований утверждать, что ПГК и ВГК занимают монопольные позиции на рынке перевозок - совместно они контролируют не более его трети. Опыт той же ПГК показывает, что компания работала по среднерыночным ценам и уровень ее доходности не превышал аналогичные показатели других крупных операторов".
"Если ПГК и ВГК будут работать по искусственно заниженным ставкам, другие операторы их все равно не опустят, поскольку рынок уже сформирован и клиенты готовы по ним работать", - отметил эксперт.
"В предлагаемой конструкции получается, что вагоны дочерних обществ РЖД оказываются в дискриминируемом ценовом положении по сравнению с частными, - считает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Игорь Савчук. - ПГК и ВГК не только сталкиваются с ситуацией возможной потери прибыли, но и лишаются гибкости реагирования на смену конъюнктуры рынка. Это ставит под вопрос сами цели реформы железнодорожной отрасли".
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 31.05.11 | Слово за клиентами |