31-01-19 / 2019
Новости отрасли
Мы не конкурируем с операторами

Электронная торговая площадка "Грузовые перевозки" ЭТП ГП расширяет номенклатуру подвижного состава и спектр предоставляемых услуг. Клиентам станут доступны перевозки в цистернах и вагонах-термосах и обработка грузов в портах. Но многие поставщики услуг не торопятся присоединиться к работе площадки. Генеральный директор ООО "Цифровая логистика" оператор ЭТП ГП Александр Кочуков рассказал "Гудку" о том, с чем связана критика в адрес площадки со стороны операторского сообщества и какие мероприятия компания запланировала на 2019 год.

Развитие цифровых технологий на железной дороге требует пересмотра бизнес-процессов. – Александр Викторович, многие операторы воспринимают ЭТП ГП как конкурента. Оправданны ли подобные опасения?

– Мне сложно сказать, чего конкретно боятся операторы. Да, действительно, многие из них опасаются, воспринимая наш сервис как дополнительный источник конкуренции. Мы слышим это на разных мероприятиях, но эти опасения лишены оснований. И вот почему.

Сейчас на площадке продается около 1% от общего объема перевозок железнодорожным транспортом. И это нормально – работа на площадке требует перевода всех бизнес-процессов поставщиков в "цифру", для этого необходима адаптация операторов, поэтому доля в 1% на данном этапе развития компании нас не пугает. Мы не считаем это упущенными возможностями.

В перспективе мы планируем, что этот показатель вырастет до 10%. Но даже при такой величине говорить о доминирующем положении на рынке также не приходится. Мы ни с кем не конкурируем и не ограничиваем других участников рынка.

На примере ЭТП ГП мы видим, как цифровые решения дополняют традиционный подход, мы приглашаем всех к диалогу и сотрудничеству, но не все могут быть готовы к изменениям – отсюда и возникают необоснованные опасения.

– ООО "Цифровая логистика" стало оператором ЭТП ГП в марте 2018 года. С чем связана необходимость создания новой компании?

– Новая компания была создана для того, чтобы у холдинга "РЖД" появилась возможность быть более гибким, быстрее реагировать на запросы клиентов и поставщиков услуг. В силу масштабности холдингу оперативно реагировать на запросы клиентов сложнее. Некоторые операторы не были готовы работать напрямую с публичным перевозчиком и предоставлять вагоны в систему ЭТП ГП, которой оперировал бы сам холдинг. Операторы видели для себя определенные риски в подобной организации работы площадки.

– Иногда мы слышим критику со стороны участников в связи с уровнем цены на перевозку, заказанную на ЭТП ГП. Каким образом происходит ценообразование на площадке?

– Вознаграждение ЭТП ГП составляет 1% от стоимости организации перевозки (оплаты провозных платежей и предоставления вагона), в абсолютном исчислении – в среднем около 650 руб. за вагон. Стоит отметить, что мы продаем перевозку за ту стоимость, которую назначает поставщик услуг. Если оператор назначает более высокую стоимость услуг на ЭТП ГП, то и у нас увеличивается стоимость перевозки, но это не наше решение, это ценовые условия поставщика. Но поставщик также находится в рыночных условиях, и желание поднять стоимость продиктовано условиями рынка. В основном это относится к спотовым перевозкам, цена на которые зависит от многих факторов.

– Какие услуги доступны на ЭТП ГП и как происходит отбор поставщиков услуг?

– Основная наша услуга – это перевозка с предоставлением вагона, при этом отдельно также можно заказать перевозку и терминально-складские услуги. Договорная модель работы ЭТП ГП предусматривает публичную оферту как со стороны поставщиков, так и со стороны клиентов. Любой поставщик услуг, который хочет работать с ЭТП ГП, имеет возможность зарегистрироваться на площадке – мы не выбираем, выбирают нас. В случае непредоставления поставщиком услуги в должном качестве или объеме действует система штрафов, предусмотренная договором. Таким образом, никаких рычагов влияния на поставщиков услуг, кроме экономического, в работе ЭТП ГП не предусмотрено.

– Сколько операторских компаний и грузоотправителей зарегистрировалось на ЭТП ГП?

– На данный момент на площадке представлено 22 поставщика услуг. В декабре их было 15, в августе – восемь. Ряд крупных операторов уже предоставляет услуги на площадке. Среди них – АО "Первая грузовая компания", АО "Федеральная грузовая компания" и ООО "Грузовая компания". Мы понимаем, что потребуется время для того, чтобы присоединилось большее количество операторов. ЭТП ГП обладает собственной системой расчетов, к которой операторам необходимо адаптировать свои бизнес-процессы, поэтому может потребоваться реинжиниринг некоторых бизнес-процессов работы компании.

Всего на площадке зарегистрировано свыше 3 тыс. пользователей.

Многие из них высоко оценивают уровень деловой активности ООО "Цифровая логистика" по развитию Электронной торговой площадки "Грузовые перевозки", стремление улучшать алгоритмы ее работы, о чем свидетельствует появление на площадке новых видов подвижного состава, например универсальных платформ.

– Какова статистика перевозок с помощью ЭТП ГП по отдельным видам грузов? Какие клиенты в первую очередь заинтересованы в использовании площадки?

– На сегодняшний день в структуре вагонного парка, продаваемого на ЭТП, преобладает универсальный подвижной состав. Это определяет и состав перевозок, заказываемых на площадке. По состоянию на декабрь прошлого года 27% перевозимых грузов составили строительные грузы, на втором месте – каменный уголь, перевозки которого составили 25% от общего объема. Кроме того, грузоотправители заказывают перевозку удобрений, оборудования и продовольственных грузов. Растет доля грузов третьего тарифного класса. Статистика обусловлена увеличением количества родов подвижного состава, который доступен грузоотправителям. На площадке представлено большое количество полувагонов, крытых вагонов, универсальных платформ и цистерн. Мы осуществили тестовые перевозки в вагонах-термосах. Таким образом, с помощью ЭТП ГП на данный момент транспортируются все виды грузов, которые перевозятся железнодорожным транспортом.

ЭТП ГП прежде всего интересна тем клиентам, которые не обладают собственными профессиональными транспортными подразделениями в сфере логистики железнодорожных перевозок.

– Какие проблемы, существующие в сфере перевозок железнодорожным транспортом, позволит решить ЭТП ГП?

– На ЭТП ГП мы смогли в одном бизнес-процессе объединить подачу заказа, согласование заявки и оформление сопутствующих документов. Поэтому грузоотправителю необходимо только сформировать заказ через унифицированный для любого клиента интерфейс.

ЭТП ГП автоматически направляет заявки с указанными в ней параметрами подключенным к ней операторам. Если оператор (также в автоматическом режиме) сформировал ранее оферту на предложение вагона и клиент ее принял, происходит онлайн-формирование и согласование заявки формы ГУ-12. Оператор подсылает вагон под заявленную перевозку. По прибытии вагона и завершении погрузки грузоотправитель оформляет перевозочный документ.

Более того, он может самостоятельно отслеживать текущую дислокацию и все, что происходит с вагоном, в своем личном кабинете.

До создания этого сервиса каждый клиент, оформляя перевозку, последовательно проходил несколько процедур. Не менее чем за 10 дней до отправки груза он подавал заявку формы ГУ-12 в территориальное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) ОАО "РЖД", затем самостоятельно находил порожний вагон, далее после согласования ГУ-12 со стороны ЦФТО и по прибытии порожнего вагона на станцию отправления выполнял погрузку и оформлял перевозочный документ.

Сейчас все изменилось – регистрация на ЭТП осуществляется дистанционно, без визита в офисы ЦФТО.

Разработчики сервиса также учли необходимость удобной формы оплаты услуг для клиентов. При заказе на площадке автоматически формируются и направляются клиенту счет и акт оказанных услуг после завершения перевозки. Грузоотправитель сам выбирает доступные ему формы оплаты: по предъявленному счету или посредством формирования авансовых платежей.

Таким образом, мы делаем железнодорожный транспорт более доступным. Отсутствует необходимость получения специального образования для того, чтобы заказать перевозку. ЭТП ГП не требует специальных знаний и проста в использовании. На площадке организовано сопровождение (поддержка) новых поставщиков и пользователей (клиентов) для того, чтобы они могли правильно сформировать свое предложение или получить ответ на свой запрос.

У нас оцифрованы планирование, расчеты, претензионная работа и другие функции. Все согласования проходят за минуты (вместо нескольких суток). И вследствие этого вагон зачастую не стоит и не ждет решения, например ценового. Все процессы на ЭТП ГП публичны и прозрачны, любые изменения и отклонения мгновенно и автоматически становятся доступны клиентам и поставщикам в их личном кабинете.

– Какие у ООО "Цифровая логистика" планы по развитию ЭТП ГП в 2019 году?

– Функционал торговой площадки быстро развивается во многом благодаря предложениям, которые поступают от наших непосредственных пользователей. Сейчас любой клиент может выступить с инициативой доработки своего логистического продукта с целью его интеграции с функционалом ЭТП ГП.

Летом 2018 года компания "ИНТЭЛЛЕКС" разработала облачный сервис (ОСВВ), существенно упрощающий размещение подвижного состава на ЭТП ГП. Идея создания сервиса возникла в процессе эксплуатации площадки, так как для многих операторов, обладающих небольшим парком, потребовались значительные трудозатраты при интеграции автоматизированных систем управления с сервисом ЭТП ГП. Теперь, для того чтобы продать вагоны через облачный сервис пользователю, оператору необходимо зарегистрироваться на сайте etpgp.rzd.ru и предоставить информацию о компании и реквизиты. Этого достаточно для того, чтобы получить доступ к центру управления услугами ОСВВ и приступить к размещению квот на свои вагоны. Продавец и покупатель могут искать друг друга в любом удобном месте.

Мы работаем над тем, чтобы на ЭТП ГП стали доступны услуги охраны и страхования груза. Планируем привлекать к сотрудничеству в качестве поставщиков услуг порты, терминально-складские комплексы, иностранных железнодорожных перевозчиков, представителей морского, речного и автомобильного транспорта, а также логистические компании.

Перспективы этой работы напрямую зависят от уровня оцифровки бизнес-процессов поставщиков услуг.

Со стороны клиентов-грузовладельцев существует устойчивый интерес к организации экспортных, импортных и транзитных перевозок. Реализация усложнена тем, что для подключения к ЭТП ГП иностранных железных дорог необходимо оцифровать все бизнес-процессы перевозчиков на смежных инфраструктурах. Это основная проблема.

В настоящее время мы ведем переговоры с представителями финских и белорусских железных дорог. В течение 2019 года мы планируем найти форматы организации международных перевозок, в том числе и в рамках экспертной рабочей группы, созданной в Координационном совете по транссибирским перевозкам.

Справка "Гудка"

ООО "Цифровая логистика" создано в марте 2018 года для разработки и реализации цифровых сервисов на железнодорожном транспорте. Компания является совместным предприятием ОАО "РЖД" (51% акций) и ООО "ИНТЭЛЛЕКС" (49% акций). Компания

"ИНТЭЛЛЕКС" специализируется на разработке IT-систем для железнодорожной отрасли, является разработчиком автоматизированной системы ЭТРАН, в которой оформляется 100% грузовых железнодорожных перевозок в России, и программного обеспечения для Электронной торговой площадки "Грузовые перевозки" (ЭТП ГП). До августа 2018 года ЭТП ГП находилась в ведении Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД", с 1 августа управление площадкой взяло на себя ООО "Цифровая логистика".

Площадка является одним из направлений деятельности ОАО "РЖД" в рамках программы "Цифровая железная дорога". ЭТП ГП разработали в 2016 году, и в марте 2017 года сервис стал доступен на сайте etpgp.rzd.ru. Через Интернет грузоотправитель может заказать перевозку в подвижном составе на любом выбранным им маршруте во внутрироссийском сообщении, добавить к заказу терминально-складские услуги. Клиент площадки вводит в личном кабинете свои требования к организации перевозки и получает готовое предложение от одного из поставщиков услуг.

На данный момент на площадке представлено несколько крупных российских операторов – в общей сложности 22 поставщика услуг. По итогам 2018 года АО "Федеральная грузовая компания" (дочернее предприятие ОАО "РЖД") разместило на площадке 130 тыс. вагонов. АО "Первая грузовая компания" (ПГК), в свою очередь, участвует в пилотном проекте совместно с Санкт-Петербургским морским торговым портом. Перевозку по заказу на площадке осуществляет ПГК, а клиент-грузоотправитель сможет на ЭТП ГП добавить к своему заказу портовые услуги – прием, оформление и отправку грузов. На площадке представлен преимущественно универсальный подвижной состав, но услуги постепенно пополняются перевозками в вагонах-термосах, цистернах и других видах специализированного подвижного состава.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.01.2019