30-01-18 / 2018
Новости отрасли
Мусор покинет Москву

Министерство природных ресурсов РФ и ОАО "РЖД" готовят пилотный проект по организации вывоза твердых коммунальных отходов из Москвы в другие регионы. Если опыт будет удачным, его могут распространить и на другие мегаполисы.

В ближайшей перспективе ОАО "РЖД" может заняться перевозкой твердых коммунальных отходов. В Москве и Московской области ежегодно образуется около 12 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). В основном это пластик, стекло, бумага, пищевые отходы. Подмосковные полигоны, куда свозится столичный мусор, массово закрываются: с 2013 по 2017 год прекратили работу 24 полигона из 39. До 1 января 2019 года планируется закрыть полигон "Сабурово", до 1 января 2021 года – "Егорьевский". По расчетам Минприроды, чтобы их заменить, должны быть модернизированы пять полигонов и построены еще два. Но строительство мусорных полигонов вблизи мегаполисов весьма проблематично из-за высокой плотности населения и отсутствия площадок, соответствующих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. "Подмосковные власти запланировали эти работы, но план уходит за 2020 год", – уточняют в Минприроды.

А решать ситуацию нужно уже сегодня. Поэтому Минприроды прорабатывает совместно с РЖД вопрос о вывозе столичного мусора в другие регионы. В других странах такой опыт есть: например, из Нью-Йорка ежедневно вывозят 7 тыс. тонн ТКО железнодорожным и речным транспортом для переработки и утилизации в местах, удаленных от города на 750–900 км.

"Перевозка железнодорожным транспортом позволит единовременно вывозить большой объем ТКО на удаленные полигоны захоронения, расположенные вдали от крупных населенных пунктов", – пояснили "Гудку" в Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" (ЦМ).

Безусловным преимуществом железной дороги перед автотранспортом при перевозке мусора, по мнению советника гендиректора группы "ЭкоЛайн" Антона Акулова (компания – один из пяти операторов ТКО Москвы), является снижение нагрузки на дорожно-транспортную сеть, высокая удельная емкость и грузоподъемность подвижного состава, круглогодичная надежность и безопасность сервиса как для транспортировки, так и для экологии с точки зрения правомерного захоронения отходов на официально действующих полигонах, а не на попутных несанкционированных свалках.

Идея о перевозке мусора по железной дороге прорабатывается с 2014 года, а в ноябре 2016 года ЦМ и "ТехноРециклингГрупп" подписали соглашение о совместной реализации проекта по организации вывоза отходов производства и потребления из Санкт-Петербурга в Сланцы Ленинградской области, где оператор обязался построить комплекс по их глубокой переработке.

По какому маршруту планируется вывозить столичный мусор, пока не уточняется. Согласно расчетам ЗАО "Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий" (ОЦВ) (компания претендует на роль единого оператора перевозки мусора железнодорожным транспортом), экономически эффективное плечо при перевозке ТКО на дальние расстояния – от 100 до 1000 км в зависимости от класса тарифа на перевозку.

ОЦВ предлагает разместить полигоны на территории Ярославской, Тверской, Рязанской или Тульской областей. "При выборе объекта нужно оценить соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и близость железнодорожных путей. Желательно, чтобы уже имелась инфраструктура: подъездные пути, складские помещения", – говорит директор по энергетике и ЖКХ ЗАО "ОЦВ" Антон Чуйков.

Необходимая для строительства удаленных полигонов инфраструктура есть у неиспользуемых объектов Минобороны, замечает он: "Некоторые из них уже имеют небольшие полигоны, где складируются отходы. Для нас это был бы неплохой вариант".

Однако к такому варианту в Департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля (ЦБТ) относятся весьма скептично. Перевозить и размещать отходы для захоронения разрешено только на полигонах, которые имеют соответствующую лицензию на обращение с отходами и включены в государственный реестр объектов накопления, замечают специалисты департамента, а заброшенные полигоны Минобороны к таковым не относятся. "Кто разрешит перевозить отходы на полигоны Минобороны?" – недоумевают в ЦБТ.

Вопрос с подвижным составом тоже пока открыт. В ОЦВ своего парка нет, но потенциальный оператор решает, будет он покупать транспорт или привлекать его от стороннего владельца. Нет ясности и что именно закупать или арендовать – полувагоны (для погрузки брикетированных ТКО) и/или контейнеры (для погрузки путем прессования в контейнер). Как пояснили в ОЦВ, если перевозить в полувагонах, то предполагаемая схема выглядит так: упакованные хвосты (брикеты) поступают с мусоросортировочных предприятий, загружаются на подвижной состав и транспортируются на полигон. Перевозка в контейнерах для операторов более приемлема: в этом случае загруженный контейнер с уплотненным мусором поступает на контейнерный двор, откуда погружается на подвижной состав и транспортируется к месту утилизации. "С точки зрения экономической эффективности контейнерная перевозка наиболее привлекательна за счет возможности дополнительного заработка посредством обратного рейса. Так, к примеру, в Москву и Московскую область в контейнерах транспортируются инертные грузы, например строительные материалы, а на обратном пути эти же контейнеры используются для транспортировки ТКО", – отмечают в ОЦВ.

Как можно заметить, технология погрузки мусора также еще не отработана. В настоящее время компании – операторы ТКО совместно с ОАО "РЖД" прорабатывают способ перевозки отходов в универсальных 20-футовых контейнерах с применением универсального горизонтального перегружателя Acculoader. "Предложенный принципиальный способ загрузки ТКО в контейнеры позволяет оперативно и без нанесения ущерба санитарно-гигиеническому состоянию площадки осуществить перевалку отходов с автомобильного транспорта в контейнеры для их погрузки на железнодорожный транспорт", – рассказали в ЦМ.

Впрочем, независимо от того, какой подвижной состав в итоге выберут, в Минприроды настаивают на обязательной сортировке мусора перед загрузкой.

Напомним, что 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет раздельный сбор мусора в России.

Поэтому, как замечают представители ведомства, необходимо создавать сортировочные станции. "Инфраструктура все равно понадобится, потребуются вложения значительных средств. И это как раз требует в целом создания инвестиционного климата в этой сфере", – уверяют в министерстве.

Предполагается, что строительством всей этой инфраструктуры займутся компании – операторы ТКО. Но принципиального согласия от них пока нет ни по этому вопросу, ни по вопросу тарифов на перевозку. По словам Антона Акулова, сегодня мусор может перевозиться только по II или III классам тарифов, притом что груз не является ни коммерческим, ни ценным.

"Операторы ТКО жестко связаны тарифными условиями контрактов с Москвой по вывозу и утилизации мусора. По нашим расчетам, общие затраты на утилизацию одной тонны ТКО с использованием железнодорожного транспорта будут неминуемо выше тарифа по контракту с Москвой (стоимость транспортировки в Подмосковье одного контейнера объемом 8 куб. м массой 5 тонн начинается от 4 тыс. руб., полигон принимает груз за 1,6–2 тыс. руб. – Ред.). Строительство мусоросжигательных заводов также является дорогостоящим, как и их эксплуатация, что линейно проецируется на рост расходов по обработке одной тонны мусора", – рассуждает Антон Акулов.

По его мнению, логично было бы предложить рынку преференциальные ставки. "Нельзя забывать, что дискуссии ведутся о перевозке мусора с целью утилизации, что не подразумевает извлечение выгоды", – замечает он.

Сейчас стороны заняты поиском компромисса, и с большой вероятностью он будет найден. Как признаются операторы ТКО, в текущей ситуации любая альтернатива по перевозке больших объемов мусора на дальние расстояния важна для рынка. В свою очередь, РЖД смогут привлечь дополнительные объемы грузов. По предварительным оценкам, объем перевозок ТКО из Москвы составит порядка 3,8 млн тонн в год. Кроме этого, еще 1,4 млн тонн ТКО можно вывозить на планируемые к постройке четыре мусоросжигательных завода в Московской области, заявили в ЗАО "ОЦВ". "Если опыт будет успешным, он может стать системным решением вопроса межрегионального управления отходами", – заявили "Гудку" в Минприроды.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.01.2018