Строительство железнодорожной инфраструктуры в сложных климатических и геологических условиях предполагает использование композитных шпал. Они дороже бетонных, но из бытовых пластиковых отходов, над утилизацией которых работают во всем мире.
Композитная шпала имеет свои преимущества перед деревянной и бетонной, что позволяет ей занять свою нишу в строительстве путей, причем не только для поездов, но и для трамваев и метро.
Тяжелая бетонная шпала эффективна на прочном основании, однако многие участки на Севере и на Восточном полигоне – это пучинистые грунты с сезонными колебаниями выше 25 мм. К примеру, именно на Восточном полигоне сосредоточено до 60% всех таких сложных участков на сети. Сейчас там приходится широко использовать деревянные шпалы, однако срок их службы гораздо меньше, чем у композитных, и они требуют повышенного внимания.
В то же время перед ОАО "РЖД" стоит задача сократить в таких удаленных местах количество персонала, который следит за инфраструктурой. После окончания срока службы пропитанное химическими веществами дерево необходимо утилизировать как материал повышенной опасности. Только в прошлом году РЖД пришлось переработать 2,8 млн таких шпал. Композитная шпала служит порядка 50 лет (втрое дольше деревянных), и после этого срока из нее можно легко и просто изготовить новую.
Технические характеристики композитных шпал в 1,5–1,7 раза выше, отмечает заместитель генерального директора ООО "Аксион Рус" Виктор Бугаенко.
"Материал шпал является диэлектриком, снижает вибрацию, экологичен. Шпалы минимизируют текущее содержание и количество ремонтов, их также можно использовать в качестве бруса на мостовых пролетах, – говорит Виктор Бугаенко. – Шпалы обладают повышенной ремонтопригодностью за счет заливки специальных композитов в разработанные отверстия".
По словам руководителя проекта по производству композитных шпал ООО "Аксион Рус" Тимура Бочарова, сейчас производится порядка 50 тыс. единиц в год, но при увеличении спроса можно выпускать 100 тыс. и более.
"Наша компания сотрудничает с рядом полигонов, которые собирают и перерабатывают пластиковые бутылки, пакеты, канистры и другое сырье, – рассказывает Тимур Бочаров. – Типы материала обговариваются заранее. Фактически вся шпала и состоит из этого пластикового мусора. Последние год-два появилось много компаний, которые собирают пластик, и проблем с заказами нет".
Десятки тысяч таких композитных шпал уже уложены на трамвайных путях и в метрополитенах России и стран СНГ. Шпалы успешно прошли эксплуатационные испытания на Экспериментальном кольце АО "ВНИИЖТ" в Щербинке с наработкой более 800 млн тонн брутто.
Единственная проблема – это цена. Композитная шпала сейчас раза в три дороже деревянной. Но если учесть жизненный цикл изделия, то при применении композита на километре железной дороги можно сэкономить до 30 млн руб. за счет обслуживания, замечает Виктор Бугаенко.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 09.04.2019 |