09-04-19 / 2019
Новости отрасли
Мусор отольется шпалой

Строительство железнодорожной инфраструктуры в сложных климатических и геологических условиях предполагает использование композитных шпал. Они дороже бетонных, но из бытовых пластиковых отходов, над утилизацией которых работают во всем мире.

Композитная шпала имеет свои преимущества перед деревянной и бетонной, что позволяет ей занять свою нишу в строительстве путей, причем не только для поездов, но и для трамваев и метро.

Тяжелая бетонная шпала эффективна на прочном основании, однако многие участки на Севере и на Восточном полигоне – это пучинистые грунты с сезонными колебаниями выше 25 мм. К примеру, именно на Восточном полигоне сосредоточено до 60% всех таких сложных участков на сети. Сейчас там приходится широко использовать деревянные шпалы, однако срок их службы гораздо меньше, чем у композитных, и они требуют повышенного внимания.

В то же время перед ОАО "РЖД" стоит задача сократить в таких удаленных местах количество персонала, который следит за инфраструктурой. После окончания срока службы пропитанное химическими веществами дерево необходимо утилизировать как материал повышенной опасности. Только в прошлом году РЖД пришлось переработать 2,8 млн таких шпал. Композитная шпала служит порядка 50 лет (втрое дольше деревянных), и после этого срока из нее можно легко и просто изготовить новую.

Технические характеристики композитных шпал в 1,5–1,7 раза выше, отмечает заместитель генерального директора ООО "Аксион Рус" Виктор Бугаенко.

"Материал шпал является диэлектриком, снижает вибрацию, экологичен. Шпалы минимизируют текущее содержание и количество ремонтов, их также можно использовать в качестве бруса на мостовых пролетах, – говорит Виктор Бугаенко. – Шпалы обладают повышенной ремонтопригодностью за счет заливки специальных композитов в разработанные отверстия".

По словам руководителя проекта по производству композитных шпал ООО "Аксион Рус" Тимура Бочарова, сейчас производится порядка 50 тыс. единиц в год, но при увеличении спроса можно выпускать 100 тыс. и более.

"Наша компания сотрудничает с рядом полигонов, которые собирают и перерабатывают пластиковые бутылки, пакеты, канистры и другое сырье, – рассказывает Тимур Бочаров. – Типы материала обговариваются заранее. Фактически вся шпала и состоит из этого пластикового мусора. Последние год-два появилось много компаний, которые собирают пластик, и проблем с заказами нет".

Десятки тысяч таких композитных шпал уже уложены на трамвайных путях и в метрополитенах России и стран СНГ. Шпалы успешно прошли эксплуатационные испытания на Экспериментальном кольце АО "ВНИИЖТ" в Щербинке с наработкой более 800 млн тонн брутто.

Единственная проблема – это цена. Композитная шпала сейчас раза в три дороже деревянной. Но если учесть жизненный цикл изделия, то при применении композита на километре железной дороги можно сэкономить до 30 млн руб. за счет обслуживания, замечает Виктор Бугаенко.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.04.2019