26-12-23 / 2023
Новости отрасли
Мультимодальный коридор

Бизнес и транспортники ищут точки пересечения

В рамках транспортно-логистической конференции "PRO//Движение.Каспий", организованной Издательским домом "Гудок" 30 ноября в Астрахани, представители власти, бизнес-сообщества, транспортной отрасли обсудили развитие транскаспийской ветки международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг. Одной из важных частей форума стала масштабная дискуссия, посвященная организации мультимодальных перевозок.

Шаги навстречу

На данный момент АО "РЖД Логистика" является единственным оператором мультимодального сервиса по МТК Север – Юг.

Директор филиала АО "РЖД Логистика" в Саратове Вера Вторыгина рассказала, что в изменившейся геополитической обстановке работа филиала в рамках МТК была направлена не только на корректировку цепочек поставок, но и на формирование логистического сервиса, который позволяет бизнесу, используя возможности компании, формировать новые экономические связи, находить новые рынки сбыта, а также поставщиков сырья и материалов.

В Астрахани грузовой поток, следующий по транскаспийскому маршруту, принимается и перерабатывается на грузовом терминале Кутум, по сути, являющемся сухим портом.

Железнодорожники готовы к любой номенклатуре груза, заверил начальник Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Александр Качанов. Помимо работы с контейнерами, тарно-штучными и инертными грузами на Кутуме имеется площадка для тяжеловесных грузов, сейчас проводится ее модернизация. В планах на следующий год – реконструкция контейнерной площадки, открытие офиса продажи услуг, обновление перегрузочной техники, автоматизация производственных процессов и многое другое.

Вопрос, насколько гибкой является система тарифов, чтобы привлечь клиентов для "прокачки" транскаспийского участка МТК, Александра Качанова не смутил.

"У нас есть действующий прейскурант, но при наличии определенного гарантированного объема груза мы готовы идти на уступки. С помощью дополнительного соглашения закрепляется тариф, устраивающий обе стороны. Он будет действовать на постоянной основе", – пояснил он.

Свою готовность к повышенному грузообороту и изменяющейся логистике перевозок подтвердили и в Астраханском центре организации работы железнодорожных станций (ДЦС). "Хочу подтвердить, что мы имеем соответствующий запас прочности, – сказал начальник Астраханского ДЦС Виктор Садивский. – В марте 2022 года объем работы в регионе значительно увеличился. Обмен поездами на границе Приволжской и Северо-Кавказской железных дорог вырос вдвое. Чтобы справиться с новыми вызовами, мы перестраивались, меняя технологии. В дальнейшем использовали этот опыт. Можно сказать, что на сегодняшний день Астраханский регион использует имеющиеся мощности лишь на 50%".

Совместное движение

Предложение работать в партнерстве с РЖД, используя возможности сухого порта Кутум, получила компания FESCO. Глава Дирекции по стратегическим проектам Транспортной группы FESCO Евгений Мельников такого варианта развития событий не исключил и отметил, что собственный контейнерный парк позволяет работать в подобной кооперации.

"На сегодняшний день FESCO занимает почти 30% контейнерного рынка на Дальнем Востоке. Наш парк контейнеров превышает 170 ДФЭ, мы оперируем 11 тыс. фитинговых платформ, флот включает в себя 35 судов, в следующем году мы примем еще 3 судна. Таким образом существующая инфраструктура обеспечивает нам определенную самостоятельность, и мы полностью закрываем потребности по текущим линиям. В состав наших активов входят терминальные комплексы в Томске, Новосибирске и Хабаровске", – рассказал Евгений Мельников.

Также было заявлено, что компания планирует приобретение портовой инфраструктуры для своего закрепления в Астраханской области. Группа FESCO фокусирует свое внимание именно на контейнерных перевозках. В целом, как было отмечено на конференции "PRO//Движение.Каспий", контейнеризация стала трендом последнего времени.

Заместитель министра промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Михаил Кабаков при этом отметил: "Мы не хотели бы сосредоточения преимущественно на контейнерных перевозках, так как у нас растет оборот и других грузов. Поэтому существует необходимость расширения флота не только за счет контейнеровозов, но и универсальных судов".

Углубленный подход

"Мы подтверждаем свое намерение включиться в развитие МТК с соответствующими инфраструктурными решениями и инвестициями, – заявил Евгений Мельников. – Предлагаем рассматривать нас как морского оператора не только применительно к Индийскому океану, но и в пределах Волго-Каспийского бассейна".

Обсуждая вопрос, как скоро FESCO может прийти в Астраханский регион, он заметил, что приобретение флота здесь (компания заинтересована в закупке судов "река – море") пока осложняется низкими проходными глубинами. В настоящее время эта проблема решается с помощью проводимых дноуглубительных работ.

"В регионе проводится большая работа по созданию условий для роста грузопотока по транскаспийскому направлению, – пояснил Михаил Кабаков. – Снимаются имеющиеся инфраструктурные ограничения, в том числе проводится дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала для обеспечения проходной осадки 4,5 м. Невозможность осадки судов осложняет перевозку даже относительно легких грузов – зерновых".

Он акцентировал внимание на основном преимуществе данной ветки МТК по сравнению с другими – именно здесь минимизируется количество стран-транзитеров, что позволяет обезопасить себя от влияния той или иной политической ситуации.

Многие из экспертов отметили одну из проблемных точек для участников мультимодальных перевозок – отсутствие стабильности фрахтовой ставки.

"Разница ставок в летний и зимний периоды может отличаться до 4 раз, – заметил Евгений Мельников. – Для экспортеров это больная тема, но поскольку с большинством из них у нашей компании заключены долгосрочные соглашения, подобные риски можно нивелировать".

Избегая рисков

"Сейчас на государственном уровне принимается множество мер для налаживания партнерских отношений, чтобы ускорить экспорт российских товаров. Но стоит понимать: чтобы производители смогли отправлять свою продукцию по МТК в Индию или Иран, необходимо "дорастить" инфраструктуру в регионе – увеличить терминалы, провести дноуглубление, привести в порядок порты, – отметил президент Астраханского отделения РСПП ЮФО Алексей Резников. – В настоящее время грузооборот приближается к уровню 2011 года. И поскольку работа ведется, он увеличился в полтора раза с момента введения санкций по отношению к нашей стране".

Представители бизнеса понимают, что пока они не застрахованы от финансовых потерь, поэтому выбирают направление, где наименьшее число рисков.

"Наше предприятие готово поставлять свою продукцию по МТК, сейчас ведется изучение рынка сбыта в странах Персидского залива, – сказал генеральный директор АО "Бердиевский элеватор" Эдуард Закутный. – Этим, в частности, занимается региональный комитет по сельскому хозяйству, так как задачу по увеличению объемов экспорта поставил перед всеми губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Одновременно с поиском экспортеров изучается спрос, так как необходимо понимать, какие виды продукции будут востребованы".

Эдуард Закутный считает, что движение товара необходимо диверсифицировать, отправляя его не только через порты Азово-Черноморского бассейна.

"Пока наша торговля по транскаспийскому направлению МТК ограничивается Ираном. Сейчас все делается для развития транзитного сервиса через иранскую территорию в соседние страны. Это требует в том числе достаточно развитого флота на Каспии", – уточнил Михаил Кабаков.

По словам Алексея Резникова, наиболее проблемные вопросы мультимодальных перевозок по МТК Север – Юг предстоит обсудить на расширенном заседании выездной комиссии РСПП по транспортно-логистической деятельности, которое состоится в Астрахани в 2024 году.

 

Источник

Дата

Наименование материала

Пульт управления

26.12.2023