13-09-23 / 2023
Новости отрасли
МТК «Европа – Западный Китай»: успеют ли завершить работы?

Строительство международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай на территории России находится в активной стадии. Цель – успеть до 2024 года. Несмотря на то, что многие участки уже находятся в высокой степени готовности и финал практически на горизонте, пока все же нет уверенности в том, что работы будут завершены вовремя.

Протяженность международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай (ЕЗК) – 8,5 тыс. км. Сеть автомобильных дорог призвана укрепить экономические и культурные связи между Европой и Азией, а также принять транзитные грузы между точками назначения. Коридор свяжет Санкт-Петербург и город Ляньюньган на востоке Китая. По России длина коридора составит 2300 км, и, помимо Санкт-Петербурга, дорога пересечет территории Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга.

Потребность в новой инфраструктуре возникла в связи с растущими объемами международной торговли, ограничениями морского пути и запросом на развитие инфраструктуры. Сейчас основных пути из Европы в Китай два: на доставку грузов или пассажиров по железной дороге уходит около 2 недель, а морем, через Суэцкий канал – почти полтора месяца. ЕЗК же обеспечивает кратчайший автомобильный путь между рядом российских городов, а также гарантирует выход к границе Казахстана и к странам Азии, минуя перегруженный Московский транспортный узел.

"В настоящее время один из главных тормозящих факторов внешней торговли – проблема с логистическими маршрутами. Как только вариантов по доставке груза станет больше, появится возможность отправлять товары автомобильным транспортом, как минимум с Урала и из Сибири намного легче будет организовывать логистику, и трафик увеличится в разы. Порты Китая работают в прежнем режиме, и мы будем иметь возможность получить к ним прямой доступ и организовывать морскую доставку до портов Латинской Америки, что положительно скажется на экспортном или импортном грузообороте", – говорит генеральный директор агентства ВЭД-технологий "Виконн" Наталья Проказова.

Китай и Казахстан сдали свои участки протяженностью 3425 и 2787 км соответственно в 2016 и 2017 гг. Строительство российского участка было определено до 2024 года. В числе задач: строительство скоростной трассы Москва – Нижний Новгород – Казань, обхода Тольятти с мостом через Волгу и участка магистрали "Меридиан".

Уже завершена часть работ, однако у некоторых экспертов нет уверенности в том, что весь объем работ по коридору ЕЗК будет сдан в срок. Так, например, по визуальной оценке специалистов филиала ГК "Аривист" в Самаре, процент готовности завершающего участка коридора, который проходит по Самарской области, сейчас составляет около 70-80%. Строительство моста через Волгу – порядка 60% готовности.

"Главными сложностями строительства МТК являются финансово-организационные моменты. Во-первых, произошло сильное падение темпов строительства в 2022 году. Сложно сказать, связано ли оно с уменьшением финансирования или с иными организационными трудностями. Тем не менее строительство продолжается, и сейчас его темпы восстанавливаются. Успеют ли достроить к концу 2024 года – зависит от количества ресурсов, выделяемых на завершающий этап", – считает вице-президент ГК "Аривист", член Общественного совета при ФТС России и зампредседателя правления "Гильдии профессионалов ВЭД "Гермес" Евгений Кошкаров.

В числе факторов, влияющих на замедление строительства, вопросы, касающиеся приобретения земли, технические и инженерные трудности, а также возможные экологические и социальные проблемы.

Новый путь даст мощный толчок крупным сельскохозяйственным кластерам России – Самарской области и Тольятти: за счет поставки товаров агропромышленного сектора, для которого критически важна скорость доставки, может кратно вырасти торговля с ЕАЭС и странами Центральной Азии. Однако конкретные результаты и влияние на грузопоток будут зависеть от различных факторов: развития торговых отношений, экономических условий и конкуренции. А российским перевозчикам, возможно, придется конкурировать с коллегами из Узбекистана, Казахстана и других близлежащих стран, особенно в контексте территориальной близости к Китаю.

Смогут ли отечественные перевозчики конкурировать с соседями из Азии и получит ли в связи с этим коридор развитие – читайте в полной версии материала в новом номере журнала "РЖД-Партнер" 17-18

Продолжается подписная кампания "РЖД-Партнера" – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы", а также на пакеты из этих изданий в 2024 году. Для постоянных подписчиков и тех, кто впервые подпишется на наши журналы, разработана гибкая система бонусов и скидок.

• При оформлении подписки на журналы "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы" до 1 октября 2023 года предоставляется скидка 10%

• Всем подписчикам журналов "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы" предоставляется 10%-ная скидка при подписке на исследование "Ставки и грузовые вагоны"

• Компании, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, получат бесплатный разовый доступ к электронным версиям "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы" для принятия решения о подписке на 2024 год.

• Подписчикам журнала "РЖД-Партнер" доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.09.2023