11-03-16 / 2016
Новости отрасли
МСФО-2015 группы Global Ports - отражение слабой экономики

 Крупнейший контейнерный стивидор России группа Global Ports опубликовала в пятницу финансовые и операционные результаты за 2015 год. Никаких сюрпризов компания не преподнесла, отметили опрошенные "Интерфаксом" аналитики, все в рамках ожиданий: чистый убыток, падение выручки и EBITDA, сокращение капзатрат и вновь отказ от дивидендов. Из позитивного - рекордный рост маржинальности EBITDA, уверенный cash-flow и сокращение долга.

ТОНУТЬ ВМЕСТЕ С РЫНКОМ

Глава компании Владислав Баумгертнер, процитированный в пресс-релизе, заявил, что в России "серьезный макроэкономический спад", его влияние на контейнерный рынок "неизбежно".

По данным Росстата, ВВП России в 2015 году сократился на 3,7%, реальные располагаемые доходы населения снизились на 4%, реальная зарплата - на 9,5%. Импорт товаров упал на 37%, до $308 млрд.

По данным Ассоциации морских портов России, по итогам 2015 года перевалка контейнеров в портах РФ сократилась на четверть - до 3,9 млн TEU. Контейнерооборот терминалов Global Ports в 2015 году (без учета финских терминалов) упал на 35%, до 1,562 млн TEU. Компания просела ниже рынка, потому что не стала жертвовать тарифами ради сохранения объема.

Выручка группы упала на 28%, до $406 млн (консенсус-прогноз $400 млн). Показатель EBITDA сократился на 22,6%, до $291 млн (консенсус-прогноз $278 млн). Вместе с тем маржинальность по EBITDA выросла на 4,9 п.п., до рекордных 71,7%. Как отмечают аналитики "ВТБ Капитала" (MOEX: VTBC) в своем обзоре, ослабление рубля позволило Global Ports увеличить рентабельность (расходы у компании в рублях, в то время как тарифы в долларах).

По итогам года Global Ports сохранил чистый убыток в размере $34 млн.

Группа также урезала капзатраты в 2015 году на 50,2%, до $11,7 млн. Предыдущих инвестиций хватает, чтобы обеспечить текущую работу и с такими вложениями без потери качества обслуживания, отмечает Global Ports.

ДОЛГ ВАЖНЕЕ ДИВИДЕНДОВ

Снижение долговой нагрузки остается для компании в приоритете. В 2015 году компания сократила чистый долг на $160 млн, до $1,048 млрд. Всего же, с момента покупки группы "НКК" в конце 2013 года, Global Ports снизил долг на более чем $290 млн, напоминает В.Баумгертнер.

Несмотря на то, что свободный денежный поток группы составил $263 млн, скорее он пойдет на погашение долговой нагрузки, чем на дивиденды. По крайней мере, вопрос о выплате дивидендов в повестке дня годового собрания, назначенного на 22 апреля, нет. И менеджмент компании в ходе телефонной конференции еще раз заявил, что дивиденды не в приоритете.

В 2014 году компания также отказалась от выплаты дивидендов, поставив в приоритет снижение уровня долговой нагрузки.

Соотношение чистый долг/EBITDA на конец отчетного периода составляло 3,6. Аналитик ИК "Открытие Капитал" Георгий Иванин отмечает, что это высокий уровень, который также превышает средний уровень долговой нагрузки торгуемых глобальных операторов контейнерных терминалов. В этой связи логично, что компания ставит первоочередной задачу сокращения долговой нагрузки.

ПРОГНОЗ НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ

"Мы ожидаем, что 2016 год будет еще одним сложным годом", - прогнозирует В.Баумгертнер. По его словам, компания не видит "признаков восстановления рынка".

Ранее аналитики озвучивали, что спад рынка в текущем году продолжится. По оценкам "ВТБ Капитала", снижение контейнерооборота составит 8%. ИК "Открытие капитал" прогнозировала снижение этого показателя в 2016 году на 9% при стрессовом сценарии ($30 за баррель нефти и среднем курсе доллара 83,6 рубля) и падение на 1% при сценарии $47 за баррель и 67 рублей за доллар.

Еще один вызов для Global Ports - рост конкуренции, отметил В.Баумгертнер.

В прошлом году после завершения первой очереди строительства, начал работу контейнерный терминал "Бронка" (Большой порт Санкт-Петербург). Компания "Феникс" (инвестор терминала) уже подписала долгосрочный контракт на перевалку и хранение контейнерных грузов с одним из крупнейших контейнерных операторов CMA СGM. Судозаходы на терминал будут осуществляться по регулярному расписанию с использованием задействованных на настоящее время судов вместимостью до 1800 TEU.

"Бронка" будет включать в себя три специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов, логистический центр. Пропускная способность I очереди "Бронки" позволит обрабатывать 1,45 млн TEU контейнерных и 260 тыс. единиц ro-ro грузов в год. В дальнейшем планируется увеличить мощность комплекса до 1,9 млн TEU контейнерных грузов в год.

НАДЕЖДА НА НЕДОРАЗВИТОСТЬ

Впрочем, уровень контейнеризации в России по сравнению с международными бенчмарками низкий, отметил в ходе телефонной конференции директор по развитию бизнеса Global Ports Евгений Зальцман. "Мы считаем, что низкая контейнеризация обеспечит долгосрочный потенциал для роста в нашей отрасли. Мы продолжаем в это верить", - отметил топ-менеджер компании.

К примеру, в РФ на 1000 человек в 2015 году приходилось 26 контейнеров, в Бразилии - 45, Турции - 106, в Европе - 111, в США - 145, в целом в мире - 95. Контейнеризация экспортных товаров в РФ находится на очень низком уровне - 7,3% от общего объема (в целом в мире этот показатель занимает 21%). По итогам 2015 года группа Global Ports незначительно, но увеличила перевалку экспортных грузов в контейнерах с 0,92 млн TEU, до 0,94 млн TEU. Драйверами здесь могут быть такие грузы как лес, бумага, алюминий, отметил Е.Зальцман.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс11.03.2016