30-03-17 / 2017
Новости отрасли
Мост получил опорное решение

РЖД подтвердило план ввода желдорперехода в КНР в 2018 году

Разрешился последний сложный вопрос касательно строительства первого российско-китайского железнодорожного моста через Амур. Мостовой переход Нижнеленинское-Тунцзян к моменту ввода в середине 2018 года получит полную ветку железнодорожных подъездов и пункт пограничного пропуска. Ввод объекта поможет инициатору проекта АО "Петропавловск - Черная металлургия" компенсировать потери в экспорте железной руды в Китай после закрытия Олекминского рудника в Амурской области, Дальневосточной железной дороге - увеличить погрузку, а Еврейской автономии - успешно запустить ТОР "Амуро-Хинганская". Эксперты говорят о засилье экспортно-сырьевых проектов в ДФО, и ставят вопрос о целесообразности обеспечения таким образом экономического роста в регионе.

РЖД приступает к модернизации инфраструктуры на линии Биробиджан-Ленинск в Еврейской АО. Работы запланированы в рамках программы развития БАМа и Транссиба до 2020 года. В частности, предстоит реконструировать станции Биробиджан-2, Унгун, Бирофельд, Ленинск. Также будет поэтапно возводиться в районе будущего моста Нижнеленинское-Тунцзян таможенно-складская инфраструктура. Об этом говорилось на встрече российских и китайских железнодорожников в Хабаровске. Также были подтверждены планы ввода на магистрали еще одного, четвертого, пункта погранпропуска, - таковой будет открыт с запуском в эксплуатацию моста в середине 2018 года, сообщил заместитель начальника ДВЖД по строительству Александр Ситников.

Общая протяженность моста Нижнеленинское-Тунцзян должна составить 2,2 тыс. м. При этом, китайская сторона уже завершила свою часть в 1,89 тыс. м. Длина российской части строительства - 0,33 тыс. м. Ее заказчиком выступает ООО "Рубикон". Стоимость российской части проекта - около 9 млрд руб., в том числе на сам мост отводится 4 млрд руб.

Господин Ситников подчеркнул, что реализация проекта позволит экспортировать в Китай железорудный концентрат Кимкано-Сутарского ГОКа (ЕАО) по кратчайшему транспортному пути. Сейчас ГОК экспортирует продукцию через пограничную станцию Гродеково. С вводом мостового перехода путь сократится почти на 1 тыс. км.

Как сообщал ранее гендиректор АО "Кимкано-Сутарский ГОК" (входит в холдинг "Петропавловск – Черная металлургия") Юрий Макаров, до начала лета комбинат планирует выйти на проектную мощность, - отгрузка на железнодорожный транспорт составит порядка 260 тыс. т концентрата ежемесячно. Ежегодные отправки руды с предприятия превысят 3 млн т.

В свою очередь, ДВЖД мост поможет преодолеть негативную тенденцию в погрузке: в январе-феврале там погружено 7,4 млн т различных грузов, что на 6,1% меньше, чем за аналогичный период 2016 года. В марте прошлого года холдинг "Петропавловск - Черная металлургия" закрыл расположенный на БАМе Олекминский рудник, вследствие чего железнодорожные перевозки руды сократились на 0,8 млн т. Производство концентрата на Кимкано-Сутарском ГОКе обещает быть с более низкой себестоимостью, в том числе за счет удешевления логистики.

Мостовой переход будет предназначен и для других грузов. Как сообщили в правительстве ЕАО со ссылкой на губернатора Александра Левинталя, на первом этапе перевозки по нему составят порядка 5 млн т в год, а в перспективе - до 20 млн т. В числе прочих грузов - лес. В области китайские инвесторы создали два лесперерабатывающих предприятия, сейчас инициировано еще одно. "Собираются лес везти из Сибири, перерабатывать, и сразу отправлять в Китай. Мост - это точка притяжения производств", - считает глава ЕАО.

К будущему мостовому переходу будет тяготеть ТОР "Амуро-Хинганская". Здесь построят логистический парк, предприятия по переработке сои и древесины, гостиницы, выставочный комплекс и т.д. "Сейчас даже трудно предположить, что еще может появиться, потому что и китайская сторона проявляет большой интерес к проектам в ТОР", - сказал господин Левинталь.

Признавая большое инфраструктурное значение будущего трансграничного моста, эксперты рассматривают объект и как звено, характеризующее стратегию развития макрорегиона. Государственные средства идут, в первую очередь, на поддержку капиталоемких ресурсных проектов, по большей части ориентированных на экспорт. Так, завсектором экономики минерально-сырьевого комплекса Института экономических исследований ДВО РАН Наталья Ломакина напомнила "Ъ" о том, что из отобранных за два последних года для оказания господдержки 13 инвестпроектов в ДФО восемь относятся к добыче полезных ископаемых. "В связи с этим не теряет актуальности вопрос о качестве экономического роста на Дальнем Востоке, которое обеспечивается за счет добычи невозобновляемых природных ресурсов", - подчеркнула она.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ30.03.2017