10-03-20 / 2020
Новости отрасли
Мониторинг сохранности транзитных грузов ограничен административными процедурами

Технически полный мониторинг сохранности транзитных грузов возможен уже сейчас. Его широкое внедрение – это скорее вопрос решения административных процедур. Тема спутникового мониторинга железнодорожного транспорта в России давно не нова. Еще в 2012 году приказом Минтранса России № 2 были определены железнодорожные транспортные средства, подлежащие обязательному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. К ним отнесли цистерны, пассажирские и головные вагоны и т. д. Естественным продолжением стал и мониторинг грузов. Так, например, транзитные грузы из Украины в Россию отслеживают с 2016 года, а Указом № 290 от 24 июня 2019 г. эта практика была расширена на все страны. Так что с точки зрения законодательства Россия готова к применению данных технологий.

Что касается инфраструктуры и требований к самим поездам и вагонам, то здесь тоже не требуется кардинальных перемен или больших инвестиций. Умные замки по механизму своей работы такие же, как и обычные, и могут быть установлены на привычные нам контейнеры. Единственное их отличие – это умная начинка, куда, как правило, входит GSM- и навигационный (GPS/ГЛОНАСС) модули. Сами эти устройства оснащены аккумуляторами и могут работать автономно.

Что может потребоваться замкам с GSM-модулями, так это доступ к сети мобильной связи. Дело в том, что такие устройства отправляют данные о своем местонахождении, отклонении от маршрута или попытках несанкционированного доступа через нее. Точно по такому же принципу работает и другое телематическое оборудование: навигационные пломбы, метки или трекеры. Если у замка GSM-модуля нет (или на каком-то участке нет связи), то он просто сохранит все данные в память и их можно будет проанализировать позднее. К слову, российский бизнес уже давно и массово пользуется подобными телематическими сервисами для контроля своих грузов, даже при их перемещении внутри страны (и не только по железной дороге). Особенно в случаях, если нужно доставить что-то дорогое. Россию в принципе можно назвать самой телематизированной страной региона.

Работа спутниковых систем мониторинга выстраивается довольно просто. Первый шаг – это определение маршрута, по которому будет перемещаться груз. Делается это с помощью специализированных платформ (например, более половины – 1,1 млн – всех объектов в России отслеживаются через платформу для спутникового мониторинга Wialon). Второй – настройка уведомлений. Например, на такие события, как взлом/открытие замка, извлечение троса, потеря связи, отклонение от маршрута (если перемещается контейнер) и т. д. Если в будущем наступит один из указанных случаев, то таможенный инспектор или тот, кто следит за грузом, получит уведомление. Третий шаг – в системе мониторинга после подключения к ней замка указывают информацию о грузе: код ТН ВЭД, контакты отправителя и получателя, кто навесил замок, пост навешивания и пост снятия и т. д. Как видим, возможности применения системы уже есть, остается преодолеть сопротивление рынка.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.03.2020