16-07-20 / 2020
Новости отрасли
Мониторинг для всей страны

Сергей Мусланов, директор Департамента продуктов мониторинга АО "ГЛОНАСС" – Сергей Валерьевич, сейчас проводится эксперимент по обеспечению сквозного контроля при перевозке скоропортящихся грузов по железной дороге. Каковы цели эксперимента и какова роль АО "ГЛОНАСС" в этом проекте?

– Правительством РФ одобрен план формирования системы транспортировки и контроля скоропортящихся грузов на территории всей страны. В соответствии с планом АО "ГЛОНАСС" совместно с партнерами осуществляет проведение эксперимента по обеспечению сквозного контроля холодовой цепи. Эксперимент будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности населения РФ с помощью использования информационных систем и технологий для постоянного контроля условий хранения и перевозки товаров.

Холодовая цепь – это система организационно-технологических мер для обеспечения поддержания необходимого температурно-влажностного режима на всем пути движения грузов от производителя к потребителю. Многие участники рынка перевозок уже используют оборудование для мониторинга холодовой цепи. Но до сих пор не существовало единой государственной системы отслеживания перевозок скоропортящейся продукции.

Проект совместный, мы и наши партнеры объединили компетенции и технологии для формирования доступной и эффективной системы мониторинга холодовой цепи. АО "ГЛОНАСС" осуществляет общую координацию проекта и обеспечивает работу информационной системы мониторинга.

– Как будет обеспечен сквозной контроль холодовой цепи?

– Для мониторинга грузоперевозок и контроля за соблюдением температурного режима при транспортировке по территории РФ будет использоваться автоматизированная система мониторинга на базе ГАИС "ЭРА-

ГЛОНАСС" ("АСМ ЭРА"). Система будет автоматически и в постоянном режиме собирать и обрабатывать информацию, содержащую координатно-временные и температурно-влажностные параметры. Кроме того, оператор системы – АО "ГЛОНАСС" обеспечит передачу информации во ФГИС "ВетИС" в соответствии с требованиями Россельхознадзора. В случае выявления каких-либо нарушений информация поступит всем заинтересованным участникам перевозки как на email, так и по SMS.

Проект реализован с применением отечественной электронно-компонентной?базы, ГЛОНАСС-приемника, 2/3G-модема разработки НИИМА "Прогресс", с возможностью заключения смарт-контракта и формирования электронной накладной во всей цепочке мультимодальных перевозок.

Установка датчиков внутри груза и в контейнере, а также постоянная передача информации о состоянии груза в государственную информационную систему снизят необходимость "ручных" проверок для перевозчиков. Не нужно будет останавливать транспорт, открывать контейнер и проверять груз. А значит, продукты быстрее доедут до конечного потребителя и не будут подвергаться нагреву при досмотре.

– Использование "АСМ ЭРА" потребует каких-то дополнительных затрат от тех перевозчиков, которые ее используют?

– "АСМ ЭРА" на базе ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" – это государственная система, успешно работающая в течение пяти лет. У АО "ГЛОНАСС" большой опыт мониторинга перевозок. Систему отличает высокий уровень отказоустойчивости, возможность резервирования данных. Она способна принимать и обрабатывать навигационные данные от огромного количества транспортных средств – до двух миллионов. Поддерживается возможность приема навигационной информации от более чем пятидесяти видов оборудования. Это позволяет использовать "АСМ ЭРА" для построения высоконагруженных навигационно-информационных систем. Еще одно преимущество системы состоит в том, что она является "облачным" сервисом, а значит, заказчик может не тратить ресурсы на ее внедрение.

– Отправка каких грузов будет тестироваться в рамках эксперимента?

– В целом, система может применяться для любых скоропортящихся грузов, но в эксперименте задействованы грузы из единого перечня товаров, подлежащих ветеринарному контролю. Это мясная и рыбная продукция.

Задача эксперимента – обкатать разные варианты оборудования в условиях работы разных операторов, на разных видах транспорта и транспортного оборудования и с использованием различного оборудования контроля.

– Какие компании-операторы уже участвуют в эксперименте, а какие только высказали желание о сотрудничестве?

– Сейчас перевозку организует и обеспечивает член Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) – ЗАО "Евросиб СПб – Транспортные системы". Логистическую составляющую координирует центральный аппарат АСОРПС. Производителем оборудования является ООО "ИТС".

В дальнейшем планируется участие операторов подвижного состава ООО "Аврора логистикс", ООО "Дальрефтранс", АО "Агентство Рефперевозки",

ООО "ЛОРУС Эс Си Эм". Есть сотрудничество с другими производителями оборудования для контроля грузоперевозок, это АО "ИПК СТРАЖ", ООО "АДВАНТУМ", ООО "Аврора логистикс" (они же являются операторами).

АО "ГЛОНАСС" считает важным подключать к своей системе максимум возможных решений различных производителей (оборудование, являющееся частью конструкции контейнеров и вагонов, "внешние" решения в виде датчиков и пломб), чтобы у государства была возможность выбирать лучшие из них в качестве обязательных или рекомендованных.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.07.2020