10-07-19 / 2019
Новости отрасли
Молоко на рельсах не скиснет

Мария Жебит, директор по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока (Союзмолоко). – Чем привлекателен железнодорожный транспорт для перевозки молочной продукции на экспорт?

– Общий объем экспорта российской молочной продукции в 2018 году составил $294 млн. Сегодня 90% нашего молочного экспорта пока приходится на страны СНГ, где потенциал роста уже невысок, а доля России и так достаточно велика. Поэтому с учетом приоритетной задачи увеличения объемов экспорта сельскохозяйственной продукции к 2024 году до $45 млрд необходимо расширять географию экспорта молочной продукции и выходить на новые рынки сбыта.

В ближайшие годы продолжится рост объемов мировой торговли молочной продукцией за счет увеличения потребления в Китае, странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Все эти страны близки России с логистической, исторической или политической точек зрения, и у российских производителей молока есть хорошие возможности воспользоваться значительным ростом мирового спроса.

Китай является крупнейшим в мире импортером молочной продукции, формирующим конъюнктуру мировой торговли. Страна быстро наращивает импорт широкого спектра молочной продукции вслед за растущим потреблением населением и развитием переработки. При этом география поставщиков очень широкая.

Основные поставляемые в Китай категории – сухое молоко и сухая сыворотка, сливочное масло, питьевое молоко, заменители грудного молока (детское питание). Потенциал других категорий и направлений экспорта также высок. Так, например, кефир в последний год стал популярным продуктом в Индии, США, странах ЕС как альтернативный молоку продукт для потребителей с проблемами пищеварения. Кроме того, высокий потенциал имеют технические ингредиенты – сыворотка, лактоза, сырье для детского питания и другие.

Для данных продуктов необходимы разные типы вагонов, и по новым правилам часть категорий, которые сейчас возятся в рефрижераторных емкостях, станет возможно по выбору производителя перевозить в универсальных контейнерах и крытых вагонах. Возможно, это позволит снизить логистические затраты при перевозках.

– При каких условиях перевозки молочной продукции перейдут в значительной мере на железнодорожный транспорт?

– Открытие возможности для ряда российских производителей молочной продукции осуществлять экспорт в Китай формирует для внутреннего рынка дополнительный спрос, что крайне важно в текущих условиях. Однако в случае экспорта в Китай, например, железнодорожные перевозки по действующим тарифам не создают экономических преимуществ перед морскими поставками, но при этом могут значительно сократить сроки доставки продукции до конечных потребителей. Решением этой проблемы может стать увеличение субсидирования тарифов на перевозку.

Дополнительные затраты экспортеров связаны с транспортировкой продукции по территории Китая от Чэнду (конечная точка логистического железнодорожного коридора) до побережья, так как целевые потребители сельхозпродукции сосредоточены в Китае вдоль береговой линии. Все это увеличивает стоимость конечного продукта и снижает конкурентоспособность российских производителей. Кроме того, существуют сложности пограничного оформления ввозимой продукции (длительные сроки оформления документов, проверки ветеринарных сертификатов и других).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.07.2019