30-11-18 / 2018
Новости отрасли
«Модум-Транс» не делится

Железнодорожный оператор судится со своими акционерами

По данным "Ъ", у совладельцев крупного железнодорожного оператора "Модум-Транс" (бывшая "УВЗ-Логистик") возник конфликт. Компания в суде пытается остановить сделку структур, близких к сыну генпрокурора Юрия Чайки Артему, по продаже долей в операторе. Источники "Ъ" говорят о трениях между господином Чайкой и гендиректором "Модум-Транса" Дмитрием Артяковым, сыном первого замглавы "Ростеха" Владимира Артякова. Эксперты отмечают, что, несмотря на огромные долги оператора, он может генерировать 25 млрд руб. выручки в год, а его парк крайне интересен конкурентам.

Железнодорожный оператор "Модум-Транс" судится со своим бывшим акционером ООО УК ПНК (100% долей у сына генпрокурора РФ Юрия Чайки Артема, управляет Первой нерудной компанией). Как следует из материалов картотеки арбитражных дел, "Модум-Транс" в октябре подала иск к УК ПНК о переводе прав и обязанностей по договору купли-продажи доли в уставном капитале оператора. Компания также ходатайствовала о введении обеспечительных мер в виде запрета на регистрацию действий, направленных на отчуждение доли в ее уставном капитале, но в этом суд ей отказал.

"Модум-Транс" - бывшая "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ), в рэнкинге INFOline Rail Russia Top в первом полугодии занимала 11-е место среди операторов, в том числе 7-е по объему парка вагонов в собственности и 10-е - в управлении. "Модум-Транс" сообщал на сайте, что у него 37,5 тыс. вагонов, из них 21,2 тыс. обычных и 6 тыс. инновационных (тяжеловесных) полувагонов, почти 10 тыс. цистерн, 226 лесовозов.

Уралвагонзавод (УВЗ, входит в "Ростех"), владевший УВЗЛ, долго пытался продать ее, но процесс затянулся из-за долгов, образовавшихся от закупки вагонов УВЗ в лизинг (28 млрд руб. основного долга и 90 млрд руб. поручительств на момент продажи). В феврале УВЗЛ купило АО "Инвест-логистика", принадлежащее ЗАО "СЕТ-Холдинг", подконтрольному Александру Самусеву, с 2015 года возглавляющему УК ПНК. Покупатель должен решить проблему УВЗЛ с долгами, но "окончательный расчет будет произведен за несколько лет", говорил 25 апреля "Ъ" глава УВЗ Александр Потапов.

В том же феврале разрешение ФАС на покупку 75% "Инвест-логистики" получило ООО "Зерновая компания "Арети"", подконтрольное бывшему главе газовой "Итеры" Игорю Макарову. Прошла ли эта сделка, неясно, но источник "Ъ", знакомый с ситуацией, подтверждает, что структуры господина Макарова вошли в группу. Планировалось, что сделка будет многоступенчатой, а структуру УВЗЛ переформатируют, говорит он, но сотрудничество между акционерами не задалось. В результате, по мнению собеседника "Ъ", Игорь Макаров выйдет из этого бизнеса. В группе "Арети" отказались от комментариев.

Сейчас АО "Инвест-логистика" принадлежит 74,9% "Модум-Транса", еще 25% с июля владеет УК ПНК, следует из kartoteka.ru. Тогда же Александра Самусева, почти год возглавлявшего "Модум-Транс", в должности гендиректора сменил Дмитрий Артяков - сын первого замглавы "Ростеха" Владимира Артякова. Дмитрий Артяков также является акционером "Модум-Транса" с 19 октября, владея 0,1%. В октябре доля УК ПНК в "Модум-Трансе" была раздроблена между Артемом Чайкой (10%), Александром Самусевым (10%) и Вячеславом Кужелем (5%).

В "Модум-Трансе" и УК ПНК не ответили на запрос "Ъ". Два источника "Ъ" на рынке говорят, что разбирательство связано с конфликтом между господами Артяковым и Чайкой, хотя причин конфликта не знают.

Сегодня "Модус-Транс" - очень интересный актив, в 2019 году он может генерировать 25 млрд руб. выручки, и "как за компанию, так и за парк вагонов готовы сражаться", считает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Прежде всего, по его оценке, интерес представляет сегмент полувагонов, говорит он, но и ставки по цистернам уже достигли 1000 руб. в сутки, и парк "Модум-Транса" - один из последних крупных лотов в этом сегменте, который может быть интересен и "Трансойлу", и "Нефтетранссервису", и "ИСР-Трансу". Пусть долг компании очень велик, при текущих ставках он может обслуживаться, отмечает эксперт. Другое дело, добавляет он, что весь парк компании - в лизинге и лизингодатели - Сбербанк и Газпромбанк - пристально следят за его судьбой, что несколько сковывает компанию в пространстве для маневра.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ30.11.2018