22-12-14 / 2014
Новости отрасли
Моделируем успех

Завершается непростой год. На заседании правления компании отмечалось, что ОАО «РЖД» пришлось работать в условиях замораживания тарифов и стагнации в экономике.

Компания меняется, чтобы стать более эффективной. Но, по словам первого вице-президента Вадима Морозова, компания даже в этой ситуации показала свою устойчивость. Своевременно взят курс на трансформацию ОАО «РЖД» в вертикально интегрированный транспортно-логистический холдинг. Цель – диверсификация деятельности и получение за счет этого дополнительных доходов.

В холдинг выделено несколько ключевых бизнес-блоков. Взаимодействуют они следующим образом: «Транспортно-логистический» и «Пассажирский», исходя из потребностей клиентов, определяют задачи, а решает их бизнес-блок «Железнодорожные перевозки и инфраструктура». Об уровне сложности принимаемых решений можно судить хотя бы по тому, что объемы перевозок в порты увеличились в текущем году на 12% по сравнению с 2013-м и на 44% – к уровню 2007-го. Эти грузопотоки концентрируются на направлениях с почти исчерпанными ресурсами пропускной способности. А если учесть еще и резкое сокращение капиталовложений в оздоровление инфраструктуры, то задача была вдвойне сложной. Но и с ней справились.

Среди успешных проектов «Транспортно-логистического» бизнес-блока – организация движения грузовых поездов «по расписанию». Объем этих перевозок за год достигнет 38 млн тонн, это на 36% больше, чем в 2013 году. При этом дополнительные доходы составят почти миллиард рублей.

Сделаны реальные шаги по формированию системы «одного окна» для клиентов. Компания предлагает сегодня не просто перевозку, а доставку грузов «от двери до двери», в том числе и с участием смежных видов транспорта. Только за счет этого «РЖД Логистика» в третьем квартале увеличила объемы перевозок вдвое. Крупнейшие компании «Евраз», «Мечел», СУЭК, «Сибирский антрацит» и другие не случайно отдают предпочтение сквозным услугам холдинга «РЖД», в них ведь, кроме перевозки, входят перевалка и экспедирование грузов в портах, а также морской фрахт. А в перспективе появятся новые технологии, которые будут внедряться с участием компании GEFCO, обладающей компетенциями в области 4PL-логистики. Комфортнее будет и работать с РЖД: на базе Системы фирменного транспортного обслуживания планируется создать институт менеджеров для ключевых клиентов.

Одна из главных задач в новом году – увеличить портфель за счет новых видов услуг. Но для этого надо изменить старые подходы.

Начальник Западно-Сибирской дороги Анатолий Регер отметил любопытный факт: сегодня подразделения, имея определенный набор услуг и план по их реализации, ищут клиентов, которых эти услуги заинтересуют. А должно быть наоборот: возникла у клиента потребность – предлагаем услугу. Делу мешает, по его словам, и нездоровая конкуренция за клиентов внутри холдинга. Надо, чтобы все работали на общий результат. Именно такой подход позволил Западно-Сибирской дороге получить от дополнительных услуг доход 1,1 млрд руб. в текущем году.

Есть хороший опыт и на Октябрьской дороге. Ее начальник Олег Валинский рассказал о проектах, которые успешно реализованы в рамках проектного офиса, и о том, что последний планируется преобразовать в комитет «РОК по логистике». Так, организована доставка двух из шести поездов «Тальго» из Испании в Москву на станцию Москва-Киевская. Ее исполнителем стала компании GEFCO, соисполнителем – «РЖД Логистика», а операции в порту Усть-Луга обеспечивал «Пул-Транс». Еще один пример новых подходов – организация и продажа сервиса «последняя миля» в контейнерном поезде «ТрансКонтейнера» на маршруте Санкт-Петербург – Екатеринбург.

Все это доказывает, что успех дела напрямую зависит от четкого взаимодействия и скоординированной работы подразделений. С целью получить максимальный синергетический эффект в компании формируется еще одна вертикаль управления во главе с департаментом развития бизнеса и клиентоориентированности.

Важную роль в привлечении грузов и клиентов играет не только сервис, но и скорость, доставка в срок. Несмотря на рост избыточного вагонного парка, в 2014 году улучшилось выполнение графика, скорость грузовых отправок увеличена на 75 км/сут., а надежность доставки возросла более чем на 9,1 процентного пункта при задании в 5 пунктов. Главное условие роста этих ключевых показателей – повышение эффективности перевозочного процесса. А для этого необходима консолидация вагонных парков.

– Площадкой должна стать Федеральная грузовая компания, – считает Вадим Морозов, – как крупнейший оператор, обладающий всеми компетенциями. Дело за регулирующими органами – нужна либерализация вагонной составляющей или рациональный тарифный коридор. Без этого модель, эффективная с точки зрения технологии, будет нерыночной и неконкурентоспособной.

На сети дорог успешно развиваются полигонные технологии. Но управлять огромными полигонами в «ручном режиме» нельзя. Два года назад началась работа над проектом единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ). Отдельные ее элементы уже «обкатываются» на дорогах. Так, по словам старшего вице-президента Анатолия Краснощека, можно уже моделировать себестоимость маршрутизации перевозок. Но этого мало – необходима интегрированная система управления полным циклом производственного процесса в режиме онлайн на основе эффективного взаимодействия всех бизнес-блоков.

– В чрезвычайно сложных условиях компания смогла справиться с установленными заданиями, – сказал, завершая заседание правления, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Она сумела сохранить вкус и стремление к инновациям, к новизне в технических и управленческих решениях. Следующий год тоже будет нелегким. Нужно помнить, что выход российской экономики из кризиса во многом зависит от надежной работы железнодорожного транспорта, а значит, и от нас с вами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.2014