18-05-17 / 2017
Новости отрасли
Моделирование будущего

Одной из ключевых тем, вокруг которой разгорелась активная дискуссия, стало изменение подходов к проектированию и строительству объектов инфраструктуры.

Объекты инфраструктуры будут проектироваться и строиться с использованием BIM-технологий. Инвестиции холдинга "РЖД" в инфраструктуру растут из года в год.

– Развитие тяжеловесного движения, увеличение скоростей, внедрение на сети инновационного подвижного состава, а также целый ряд других новшеств требуют от подрядных организаций качественного и своевременного выполнения взятых на себя договорных обязательств как на стадии проектирования, так и при строительстве объектов, – говорит вице-президент ОАО "РЖД" Олег Тони. – Качество становится отныне главным критерием оценки выполненных работ.

В этом строителям и проектировщикам должны помочь BIM-технологии, которые в последнее время находят все большее применение в России. Об инновационной технологии участникам круглого стола рассказал заместитель начальника Департамента информатизации ОАО "РЖД" Герман Суконников. Он сообщил, что информационное моделирование (Building Information Modeling, BIM) будет использовано при строительстве ВСМ Москва – Казань, модернизации киевского направления Московской железной дороги и реконструкции железнодорожных вокзалов. Так, при проектировании и строительстве ВСМ Москва – Казань BIM-технологии будут внедряться в три этапа. Около 4 месяцев отводится на разработку BIM-стандарта и два месяца – на согласование. Затем начнется этап внедрения.

BIM-технологии информационного моделирования объектов являются развитием общепринятой системы автоматизированного проектирования (САПР). Основным отличием от последней, помимо трехмерного черчения, является наличие базы данных, содержащей подробную информацию о технологических, технических, архитектурных, инженерно-строительных, сметных, экономических характеристиках объекта. В зависимости от конкретных требований эта база может дополняться юридической, эксплуатационной, экологической и другой информацией.

Напомним, что разработка систем информационного моделирования за рубежом ведется с 80-х годов прошлого столетия. Одним из основоположников и лидеров этого направления стала американская компания Autodesk. А сегодня практически все именитые архитекторы и проектные студии используют BIM-технологии проектирования. Использование современных подходов в проектировании и строительстве позволяет достичь ощутимой экономии в сроках выполнения строительно-монтажных работ, стоимости строительства и эксплуатации объектов. Так, при строительстве музея искусств в Денвере благодаря разработанной модели взаимодействия подрядных организаций с привязкой к сетевому графику общие сроки реализации удалось сократить на 14 месяцев.

Наряду с бесспорными достоинствами процесс внедрения информационного моделирования в нашей стране имеет ряд подводных камней, наличие которых игнорировать нельзя. Взять, например, печально известный всем стадион в Санкт-Петербурге "Зенит-Арена". Несмотря на применение BIM-технологий на некоторых стадиях его сооружения, этот проект нельзя считать удачным ввиду неоднократного переноса сроков сдачи объекта и его многократного удорожания по сравнению с заявленной стоимостью. Кто виноват и что делать? Эти вопросы не к разработчикам BIM-проекта.

Многое объясняется несовершенством законодательной базы. На этот бесспорный факт обратил внимание начальник управления экспертизы проектов и смет ОАО "РЖД" Николай Лукин. Несоответствие строительных норм современным требованиям стало в последнее время головной болью строительных организаций. Да и заказчикам порой приходится нелегко.

– Требования к эксплуатации железных дорог стали намного разнообразнее, чем в те времена, когда создавались СНиПы. Рекомендуемые нормы, которые внесены в перечень необходимых требований, отстали от реальной жизни как минимум лет на тридцать, – резюмировал Николай Лукин. – Поэтому часто приходится в проектах заменять устаревшие нормативы реальными техническими условиями. Наука должна определить оптимальные рекомендации для каждого объекта, исходя из условий его жизненного цикла, с исполнением обязательных минимальных требований по безопасности. Тогда проще будет определить оптимальные инвестиции с учетом будущих расходов.

– Иногда из-за устаревших норм приходится вкладывать инвестиции в те сооружения, у которых срок жизненного цикла не так долог, – пояснил эксперт.

По мнению участников дискуссии, к внедрению BIM-технологий необходимо подходить избирательно, учитывая особенности конкретного проекта. Подход "все или ничего" не является правильным. В некоторых случаях более эффективными оказываются CAD-системы (система автоматизированного проектирования, САПР), а применение BIM может осуществляться в ограниченном виде (например, только трехмерное моделирование).

При этом остается открытым вопрос: какую программную платформу использовать? Единую в масштабах всего холдинга или платформы разных производителей? Высказывалось мнение о возможности применения нескольких платформ, так как смежные компании уже используют различные продукты и технология позволяет организовать процесс обмена данными. Например, ведущий консультант направления информационного моделирования объектов строительства компании "КРОК инкорпорейтед" Дмитрий Мицко убежден, что "выбирать для крупных проектов одну платформу нецелесообразно". У исполнителя должен быть выбор. Это позволит найти самое оптимальное и эффективное решение.

С ним согласился заместитель директора Центра геоэкономики экономического факультета МГУ Василий Куприяновский. "Выбирать единый софт – бессмысленное занятие", – заключил он.

Важное преимущество BIM-технологий, по словам вице-президента Союза строителей железных дорог Алексея Степаненко, заключается в существенной экономии на всех этапах жизненного цикла любого объекта. Ведь BIM-технологии абсолютно прозрачны, поэтому трудно что-либо украсть или кого-то подкупить. Компьютер на основе существующей BIM-модели производит абсолютно точные расчеты стоимости сооружения объекта, и его при всем желании не заподозришь в коррупции. К слову, за рубежом существует стандарт, обязывающий застройщика применять BIM, если он возводит объект на бюджетные деньги.

Недавно глава Минстроя РФ Михаил Мень заявил, что в рамках работы единого государственного заказчика одним из условий получения госфинансирования станет переход на BIM-технологии. Поэтому Национальному объединению изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) дано поручение начать разработку единого стандарта применения BIM-технологий.

Алексей Степаненко перечислил, каковы, по его мнению, первоочередные действия по созданию будущей BIM-библиотеки в ОАО "РЖД": от принятия принципиального решения о формировании библиотеки, ее нормативного обеспечения и решения вопроса о правах на библиотеку до выбора программного обеспечения и определения оператора.

– До недавнего времени внедрение BIM-технологий было задачей передовых компаний для повышения собственной эффективности. Но 11 апреля 2017 году вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак подписал план мероприятий по внедрению информационного моделирования. Сегодня это уже государственная политика. Через несколько лет проектировать и строить объекты будут только с применением информационного моделирования, – заключил Алексей Степаненко.

Несмотря на споры и дискуссии, участники круглого стола сошлись во мнении, что настало время переходить на современные технологии как в проектно-изыскательских работах, так и при строительстве. Конечно же, речь в первую очередь идет о крупных инфраструктурных объектах, которые определяют национальную стратегию в сфере развития транспортных систем. При этом, как заметил один из участников дискуссии, не надо забывать и опыт прошлого, когда наши конструкторы и инженеры решали достаточно сложные задачи по возведению уникальных объектов, имея в своем распоряжении только классические инструменты для черчения схем и макетов. Гармоничное соединение опыта прошлых лет с инновационными решениями и цифровыми технологиями способно дать тот синергетический эффект, который поможет двигаться дальше нашей науке и производству.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.05.2017