14-10-14 / 2014
Новости отрасли
Модель сотрудничества

С июля этого года локомотивный парк ОАО «РЖД» начал обслуживаться сервисными компаниями. Бесспорным лидером и самым крупным партнером РЖД стала компания «ТМХ-Сервис», которая взялась обеспечить обслуживание и ремонт свыше двух третей всего тягового подвижного состава ОАО «РЖД».

Возможно, мы до конца не осознаем масштабы перемен в локомотивной отрасли, которые происходят на наших глазах. Отныне ОАО «РЖД» – заказчик сервисного обслуживания в компаниях «ТМХ-Сервис» и «СТМ-Сервис». Договоры с ними предусматривают ответственность за техническое состояние локомотивов в пределах всего жизненного цикла. В частности, «ТМХ-Сервис» теперь отвечает за работоспособность 14799 единиц техники разных серий, годов выпуска и степени износа.

Прошло ровно сто дней с момента внедрения новой схемы организации локомотивной отрасли. Символичная дата позволяет оценить первые итоги и наметить задачи на будущее. Поэтому не случаен был выбор времени проведения в Москве Первой Международной научно-практической конференции «Перспективы развития сервисного обслуживания локомотивов». Ее инициировали председатель совета директоров ООО «ТМХ-Сервис» Кирилл Липа и ректор МИИТа Борис Левин. На конференции от ОАО «РЖД» – заказчика ООО «ТМХ-Сервис» – присутствовали советник президента ОАО «РЖД» И.А. Посадов, заместители начальника Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» О.А. Терегулов и Н.Л. Михальчук, главный инженер Октябрьской железной дороги В.Ф. Танаев, первый заместитель директора ПКБ ЦТ А.Г. Ламкин, ряд специалистов.

В форуме приняли участие представители 16 высших учебных заведений страны, 22 научно-исследовательских института и производственных компаний, а также зарубежные гости. Конференция была посвящена научному сопровождению ремонта тяговой техники, технологиям и кадровому обеспечению сервисного обслуживания.

Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Мицук напомнил, какой путь прошла локомотивная отрасль начиная с 2003 года – от абсолютно закрытой системы МПС к совершенно открытой структуре, построенной на принципах конкуренции с внешним рынком и экономической эффективности. Эта модель сотрудничества, которая должна сократить расходы и повысить надежность локомотивов. При этом сервис должен быть российским.

Актуальность темы хорошо понимают в Дирекции тяги ОАО «РЖД». Переход от трех центров ответственности за состояние локомотива (производитель – депо – ремонтный завод) был поэтапным. Как только ремонт был выделен в отдельную структуру, стали очевидены основные негативные факторы – ненадежность и высокая частота отказов техники, – которые компенсировались избыточностью локомотивного парка. Анализ отечественного и зарубежного опыта позволил сделать вывод, что наиболее эффективной является модель, когда ответственность на всем протяжении жизненного цикла несет изготовитель локомотива. Это заставляет его вкладывать средства в совершенствование конструкции и повышать надежность, обеспечивать качество поставляемых запчастей и высокий уровень технологии содержания, мотивацию персонала. «Дирекция тяги в первую очередь крайне заинтересована в обеспечении показателей надежности и ремонтопригодности локомотива», – заявил заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» Николай Михальчук. Повышение этих показателей позволит сократить эксплуатируемый парк, необходимый для обеспечения заданных объемов перевозок, и сократить затраты на содержание техники. Решение этих задач возможно только с привлечением отраслевой науки, при интеграции науки и производства.

В работе конференции принял участие первый заместитель начальника акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога» Игорь Домбровский, который в своем выступлении отметил, что благодаря ООО «ТМХ-Сервис» идет инновационная модернизация тепловозов: внедряется современный надежный турбокомпрессор, необслуживаемые фильтры, способные задержать частицы пыли размером менее 50 мкм.

Все участники конференции были едины в оценке перехода к системе полного сервисного обслуживания. Выбор этот был абсолютно правилен, и переход на нее можно считать завершенным. На новые условия найма были переведены десятки тысяч работников, при этом не возникало социальной напряженности. Итоговые цифры назвала начальник департамента управления персоналом ООО «ТМХ-Сервис» Мария Качановская: с 1 июля 33000 работника Дирекции по ремонту тягового подвижного состава переведены в компанию «ТМХ-Сервис». В ней насчитывается 92 ремонтных депо, 53 сервисных отделения и 101 сервисный участок. Соглашение с РЖД предусматривает подготовку специалистов в отраслевых вузах и техникумах, сейчас там по целевому набору проходят обучение более 400 человек, которые будут работать в компании «ТМХ-Сервис».

Все крупные зарубежные компании прилагают значительные усилия, чтобы работать с РЖД, сказал председатель совета директоров ООО «ТМХ-Сервис» Кирилл Липа. Это становится серьезным вызовом для отечественных производителей железнодорожной техники. Трансмашхолдинг в понятие «сервис» вкладывает гораздо больше смысла, чем простое поддержание работоспособности локомотива. «Для нас сервис – это стратегическое присутствие на рынке. Это один из мощнейших рычагов в глобальной конкурентной борьбе», – подчеркнул Кирилл Липа, член совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг». В сфере обслуживания и ремонта сходятся интересы производителя техники и эксплуатирующей организации, перевозчика. Сейчас не хватает только одного элемента – науки.

Цель конференции – пригласить к сотрудничеству научные и отраслевые институты, внедренческие компании. Дело в том, что не все западные технологии, какими бы передовыми они ни были, могут быть перенесены на российские железные дороги. То же относится и к зарубежной технике – она красива, эффективна у себя на родине, но дорого стоит, российский потребитель не всегда может себе это позволить. Кроме того, инженерная мысль не развивается дискретно, а техника всегда совершенствуется поэтапно, постепенно. Отсюда следует вывод, что попытка купить за рубежом подвижной состав – это не самое эффективное решение задачи. Чаще всего она не адаптирована к нашим условиям, поэтому выявляются неожиданные дефекты, к тому же отсутствует инфраструктура для обслуживания этой техники. Инженерные разработки, позволяющие повысить надежность локомотива, упростить технологии обслуживания – вот потенциальный рынок сотрудничества. Логика взаимодействия очень простая. Компании нужны не абстрактные идеи, а реально дающие снижение затрат. Это и есть источник средств для оплаты инновационных проектов. Такая модель работает в США, Германии, Франции, по всему миру. Она позволяет иметь постоянный источник финансирования научно-технических работ и не дает спать науке. В результате научные и внедренческие компании получают постоянный заказ, который позволяет развивать собственный бизнес, а производитель техники – инновационные решения, позволяющие совершенствовать свою продукцию. Вот к такой модели сотрудничества «ТМХ-Сервис» и призывает отраслевую науку.

Это особенно важно в связи с большим комплексом проблем технического состояния локомотивов и вытекающими отсюда финансовыми потерями сервисных компаний. Заместитель генерального директора ООО «ТМХ-Сервис» по коммерции Роман Абисалов изложил основные коммерческие принципы, на которых компания готова покупать техническое решение реальной проблемы. Вот как выглядит рабочая модель формирования перечня задач, списка ТОП-100, к решению которых холдинг приглашает всех заинтересованных участников. В его основе лежит система ранжирования случаев отказов, инцидентов, каждый из которых имеет свой вес в стоимостном выражении. На этом строится вся система: определяется влияние изменений конструкции либо технологии ремонта на вес данного инцидента. Другими словами, есть проблема, есть отказ, связанный с простоем, и оценивается стоимость устранения этого отказа в рублях. Таким образом, определяется приоритет, куда направить ресурсы. В списке ТОП-100 любой институт может выбрать для себя направления научной работы, как для студенческих дипломных работ, так и для кандидатских и докторских диссертаций.

Для тех вузов и внедренческих компаний, которые пришли на конференцию с конкретными научно-техническими разработками, формат встречи позволил сразу определить потенциальных заказчиков. В своем докладе генеральный директор ООО «ТМХ-Сервис» Валерий Гриненко предложил четкий порядок взаимодействия вузовской науки и сервисной компании. На основании научных разработок вузов следует производить совместное внедрение опытных образцов. В случае подтверждения эффекта – внедрение на всем парке локомотивов при участии ПКБ ЦТ. А в дальнейшем – и изменение конструкции вновь выпускаемых локомотивов. Необходимо ускорять процесс реализации инновационных решений.

А по таким конкретным предложениям, как, например, производство средства для промывки системы охлаждения дизелей, Валерий Гриненко сразу назначил ответственного – руководителя сервисного подразделения.

Можно считать, что начало взаимодействию науки и сервисной компании положено.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.10.2014