07-02-13 / 2013
Новости отрасли
Многомиллиардные убытки от перевозок в России не мешают ОАО "РЖД" вкладывать средства в зарубежные проекты

В 2008 г. монополия взялась за проект в Ливии: строительство скоростной железнодорожной линии Сирт - Бенгази протяженностью 554 км. Стоимость проекта планировалась в сумму около 90 млрд. рублей. До 2013 г. собирались построить 30 железнодорожных и 23 автомобильных путепровода, а также четыре крупных вокзала и 24 станции, однако из-за начавшейся в феврале 2011 г. гражданской войны работы пришлось свернуть. И сегодня под эти обстоятельства списываются огромные убытки.

В ливии зарегистрировали "дочку" РЖД - ОАО "Зарубежстройтехнологии", которая стала основным субподрядчиком. С началом военных действий пришлось эвакуировать всех 204 россиян, занятых на тот момент в проекте. Сведения о том, что они успели сделать в Джамахирии, разнятся.

В разгар военных действий в СМИ цитировалась официальная информация РЖД, что возведено 100 км земляного полотна, 30 искусственных сооружений, уложено 30 км пути и 115 стрелочных переводов. Построены рельсосварочный завод, пять бетонных заводов, два из которых уже начали производить продукцию. В Ливию успели привезти 1,3 тыс. единиц техники. А в сентябре 2012 г. вице-президент РЖД Александр Салтанов на конференции в Петербурге упомянул лишь про рельсосварочный завод, про полностью оборудованный основной лагерь строителей, готовность значительной части подъездных путей и подготовку к строительству пути основного.

Первоначально называлась сумма убытков - 9 млрд. рублей. В отчете РЖД за 2010 г. говорится о 15,6 миллиардах. В 2011-м компания создала "резерв в связи с форс-мажорными обстоятельствами в Ливии" уже на 24,6 млрд. рублей. В июле 2012 г. в интервью президент РЖД Владимир Якунин сказал, что в Ливии заморожено по меньшей мере 20 млрд. рублей.

Еще до начала войны сообщалось о 14,5 млрд. рублей, которые РЖД получили авансом от ливийской стороны. Не вполне ясно, учитывался ли этот транш при подсчете убытков. Говоря о списании средств, один отчет монополии уверяет, что "существует риск невозмещения авансов, уплаченных подрядчикам", а другой отчет - что львиную долю убытков составляют как раз долги подрядчику за проделанную работу. А главным субподрядчиком проекта является, как сообщалось, дочерняя структура самих РЖД.

Тем не менее неудачи в Ливии не пугают руководство монополии. РЖД претендуют на строительство 700 км железной дороги в ОАЭ от границ Саудовской Аравии до Дубая, легкого метро в Кувейте, модернизацию путей в Кении. Самый крупный кувейтский проект оценивается в 100-120 млрд. рублей, и представлять интересы корпорации в тендерах будут все те же "Зарубежстройтехнологии". По словам глава "Зарубежстройтехнологий" Юрия Николссона, в странах Персидского залива есть планы развития инфраструктуры почти на 30 трлн. рублей: помимо морских портов и аэропортов планируется объединить весь Аравийский полуостров сетью железных дорог. Российскую сторону не отпугивает тот факт, что опыта в строительстве легкого метро у РЖД нет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Аргументы неделi07.02.13Поезд идет на Восток