24-06-21 / 2021
Новости отрасли
Мнения и оценки. Поддерживаете ли вы идею сближения тарифных классов грузов?

Участники рынка грузовых перевозок специально для Gudok.ru проанализировали возможные изменения тарифных правил в отрасли

Денис Семенкин, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава:

- Наша ассоциация всегда поддерживала идею сближения тарифных классов грузов. Грузы третьего тарифного класса (лом черных металлов, различные готовые изделия, машинное оборудование, грузовые и легковые автомобили) всегда находились в дискриминационном положение по отношению к дешевым грузам первого тарифного класса. Это осложняет экспорт грузов третьего класса: оборудование экспортируют в 5-6 раз дороже по железным дорогам, чем уголь или железную руду. Прежде всего текущая ситуация из-за завышенной стоимости перевозки способствует переходу грузов третьего тарифного класса на автомобильный транспорт. Это несправедливо по отношению к грузовладельцам, перевозящим готовую продукцию, продукцию обрабатывающих производителей. Также имеющиеся тарифы способствует наращиванию перевозок необработанных грузов, таких как уголь или железная руда.

Будет справедливо поднять тариф. Это позволит бюджету ОАО "РЖД" расти, тем самым больше денежных средств будет вкладываться в ремонт, восстановление и развитие инфраструктуры. Также снижение стоимости для грузов третьего тарифного класса позволит вернуть часть грузовой базы на железнодорожный транспорт, а грузы первого тарифного класса никуда не денутся - как ни повышай на них стоимость, продолжат возить.

Станислав Станкевич, исполнительный директор ООО "Транс Синергия":

- Наша компания однозначно поддерживает решение по сближению тарифных классов грузов. В части рефрижераторных контейнеров, где присутствует классность, уже давно необходим данный шаг или же отмена третьего тарифного класса. Довольно странно, что перевозка на одном и том же подвижном составе тарифицируются по-разному. К примеру, рефрижераторный контейнер с пивом и универсальный контейнер с таким же продуктом имеют разницу в цене. Тарифы должны быть сближены. За счет металлов субсидировать уголь или какие-то другие грузы первого класса – неверно.

Максим Филимонов, вице-президент УК "Дело":

- При рассмотрении вопроса сближения тарифных классов для железнодорожных грузоперевозок необходимо принципиально определиться, что в любом случае высокодоходные перевозки будут компенсировать ОАО "РЖД" низкодоходные или убыточные, и, что называется, "в ноль" здесь выйти не получится.

Понятно, что убыточные категории грузов, например, уголь, железнодорожники возят в большинстве своем в социально-экономических целях, обеспечивая его приемлемую стоимость для внутреннего потребления и высокую конкурентоспособность в экспортном плане.

Однако бесконечно повышать тарифы на грузы третьего класса, увеличивая при этом объемы перевозок грузов первого класса – прямой путь в тупик. В таком случае ни о каком развитии инфраструктуры за счет собственных средств РЖД уже говорить не придется. К тому же практика показывает, что очень часто снижение тарифов ведет к увеличению объемов перевозок и прибыли РЖД.

Поэтому, наверное, речь необходимо вести не просто о сближении тарифных классов грузоперевозок, но об оптимизации и балансировке тарифной политики. Конечно, нужно ликвидировать совсем уж вопиющие разрывы между некоторыми тарифами, наверняка имеющиеся сейчас. Однако тарифная политика должна учитывать социально-экономические интересы государства и запросы всех игроков рынка – ОАО "РЖД", операторов, грузоотправителей, конечного потребителя товаров и грузов, отраслевых ассоциаций и союзов. Само собой, подобные инициативы должны обсуждаться максимально открыто с привлечением всех перечисленных заинтересованных сторон.

На наш взгляд, за базу для такой работы целесообразно принять ныне существующее очень оптимальное правило, принятое российским правительством несколько лет – "инфляция минус".

При этом мы считаем, что действующие сегодня тарифы на контейнерные перевозки являются наиболее выдержанными и сбалансированными, о чем свидетельствует рост их объемов выше любых самых оптимистичных прогнозов. Безусловно, этот вид перевозок приносит ОАО "РЖД" ощутимую часть прибыли.

Ильдус Халиков, генеральный директор АО "Агентство рефперевозок":

- Инициатива сближения тарифных классов грузов необходима. Несправедливо, когда грузы первого класса являются дотационными, а третий тарифный класс обеспечивающим. Грузы первого класса имеют низкую доходность для железной дороги, а грузы третьего класса наоборот являются высокодоходными. По этой причине, зачастую некоторые компании с целью экономии грузы третьего класса оформляют вторым классом. Тем самым железная дорога недополучает свои доходы и несет убытки. Выравнивание тарифов приведет к отсутствию данных махинаций, позволит сделать перевозки наиболее "прозрачными", что в свою очередь повлечет к увеличению доходов ОАО "РЖД".

Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис":

- Мало кому понравится, когда одни перевозки субсидируются за счет других. По текущей ситуации видно, что грузы первого тарифного класса находятся в более выгодном положении по отношению к другим видам грузов. Но, ситуация неоднозначная, как на первый взгляд кажется. К примеру, тот же уголь (первого класса) достигает очень высоких объемов перевозок, таким образом, его вывоз уже является государственной необходимостью. Я считаю сближение тарифных классов грузов необходимо, иначе работа некоторых грузоперевозчиков обесценивается. Самое главное грамотно просчитать тарифы. На мой взгляд, никаких кардинальных изменений для рынка грузоперевозок данное решение не принесет, как возили, так и продолжат.

Сергей Евстратов, начальник департамента стратегических проектов АО «Новая перевозочная компания» (входит в группу Globaltrans):

– Сложно оценить риски, пока не видишь полной модели тарифной системы, как будут построены тарифы на порожние перевозки. Мы последовательно выступаем за целенаправленное, поэтапное сокращение объёма перекрёстного субсидирования на железнодорожном транспорте.

На наш взгляд, сближение тарифных классов необходимо проводить системным образом. В этом случае ОАО «РЖД» сможет не только удержать, но и привлечь дополнительные объёмы грузов второго-третьего тарифных классов. Кроме того, повысится конкурентоспособность российских товаропроизводителей с большей долей добавленной стоимости. Можно будет сохранить не только грузооборот по грузам первого класса, но и рабочие места, а также поддержать социально-экономическую стабильность в крупнейших угледобывающих регионах. Будет создана необходимая финансовая база ОАО «РЖД» для ликвидации «узких мест» и для опережающего развития железнодорожной инфраструктуры.

Позитивный эффект от давно назревших тарифных решений может быть достигнут в случае комплексного подхода. Необходимо на государственном уровне принять решение о поэтапном сбалансированном сокращении перекрёстного субсидирования на железнодорожном транспорте в разумные сроки, например, за ближайшие 5 лет, путём сближения тарифных классов.

Организовать рассмотрение этого вопроса, вероятно, можно в рабочей группе при Правительственной комиссии по транспорту. Данная задача требует нахождения многостороннего, компромиссного, взаимоприемлемого решения и его закрепления на самом высоком уровне.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.06.2021