10-07-18 / 2018
Новости отрасли
Мнения

Владимир Петров, начальник управления развития ЦФТО, ОАО "РЖД":

Планы развития биржевой торговли в правительстве очень большие.

Чтобы биржевая торговля происходила в онлайн-режиме, нужно внедрять смарт-контракты, искусственный интеллект, технологии Интернета вещей и распределенных реестров данных – блокчейна. Нужны датчики событий, которые без человеческого фактора подтверждают ход исполнения заказа, нужны умные договоры, необходимы прозрачность по исполнению перевозки и сокращение сроков подготовки перевозочных документов. Эти технологии как нельзя лучше сходятся в биржевой торговле, которая может быть основой экономики. Железная дорога однозначно это может исполнять. Тот факт, что запланировано ежегодное увеличение объемов перевозки на 3%, говорит, что железнодорожные технологии достаточно хорошо продвинуты и позволяют в условиях инфраструктурных ограничений давать качественный результат.

Андрей Прилуцкий, заместитель начальника отдела автоматизированных систем грузовых перевозок, ОАО "РЖД":

В рамках программы развития ОАО "РЖД" до 2030 года реализуется проект "Цифровая железная дорога". Его цель – повысить конкурентоспособность холдинга за счет применения прорывных технологий и современных IT-продуктов.

В числе прорывных проектов, которые входят в "Цифровую железную дорогу", стоит отметить развитие электронной торговой площадки. Проект мониторинга перевозки грузов в режиме реального времени с применением электронно-пломбировочных устройств. Сейчас под эгидой Евразийского экономического сообщества формируется пилотный проект между странами – участницами ЕАЭС. Его цель – сокращение сроков перевозки, повышение прозрачности перевозки, повышение привлекательности транзита и контроль товаров. Также планируется взаимодействие с Федеральной таможенной службой, чтобы фиксировать процесс оформления на таможне документов при получении информации в режиме реального времени при подходе к приграничным станциям. Еще один проект – по автоматизации складских комплексов.

Павел Иванкин, председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта:

В первую очередь необходимо автоматизировать основную деятельность компании – перевозочный процесс. Сегодня мы видим хаотическое движение. Информационное поле управления перевозочным процессом представляет собой лоскутное одеяло из прикладных систем.

Есть несколько болевых точек. Главной из них является ручное формирование нормативно-справочной информации в разных системах. Сегодня IT-инфраструктура совершенно не приспособлена к гибким изменениям структуры управления ОАО "РЖД" по ведению полигонных технологий, внедрению новых принципов логистики и аналитики процессов и показателей.

Про системы можно говорить много. Они имеют разных разработчиков. У них нет единых стандартов, они слабо взаимодействуют по горизонтали.

Проблемой является незаинтересованность исполнителей в повышении прозрачности. Высокая роль человеческого фактора позволяет манипулировать данными на различных уровнях. Это видно на отчетах о работе сети, которые ежедневно формируются Главным вычислительным центром.

Разработчики систем конкурируют за выполнение одних и тех же задач. Например, есть два разработчика автоматизированной системы управления сортировочной станции. Разработчики осваивают бюджет, но не заинтересованы в интеграции как горизонтальной, так и вертикальной. Зачастую они учитывают интересы исполнителей – сотрудников и работников станций и дорог, а не заказчиков – центрального аппарата ОАО "РЖД". И это не единичный пример работы, который выстраивается в определенную систему и искажает реальную картину.

Для создания цифровой железной дороги необходимо разработать и описать процессинговый матричный каскад, отразить в нем все процессы работы железнодорожного транспорта, выбрать единую оптимальную информационную платформу, провести независимый аудит действующих систем с учетом утвержденного каскада информационной платформы и только после этого перенастроить систему финансирования разработок, исключив из практики неэффективные проекты.

По нашей оптимистической оценке, эта работа продлится до 2020–2022 года. На выходе все пользователи: и ОАО "РЖД", и грузовладельцы, и операторы получат прозрачную систему, которую можно будет интегрировать с другими информационными системами, делать сквозной электронный документооборот и получать правильную и прозрачную статистику.

Евгений Стуров, заместитель начальника по развитию Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом, ОАО "РЖД":

Наши терминалы зачастую не связаны в единый технологический процесс. Они просто входные точки на карте. Исходя из этого у нас остро стоит вопрос информатизации. Нужно связать систему и осуществлять ее контроль. В нашей производственной деятельности есть определенный хаос. Если мы его информатизируем, то получим просто информационный хаос. Поэтому мы начали с анализа производственных процессов. Первоочередная задача – прозрачность, понятность процессов, их стандартизация. Комфортность входа на железнодорожную структуру – это принципиально важный вопрос. Мы с коллегами из ЦФТО реализовали вхождение наших услуг на ЭТП "ГП". Мы первое подразделение РЖД, которое реализовало электронную цифровую подпись актов выполненных работ. Дальше необходимо реализовать систему сбора, учета и контроля первичной документации на самом терминале.

Роман Пермяков, заместитель начальника отдела информационных технологий и автоматизированных систем Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД":

Сегодня во всех сферах ответственности вертикали управления движением процесс принятия управленческих решений возложен в конечном счете на человека. В зависимости от его опыта и компетенций решение не всегда оказывается оптимальным. Нашей основной задачей развития IT-комплексов является переход от информационного режима к интеллектуальному. Программный комплекс в автоматическом режиме с минимальным участием человека будет формировать управленческие решения. Базовым инструментом для этого является единая интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом (ИСУЖДТ). Она должна обеспечить управление всеми фазами перевозочного процесса, от планирования до автоматизации управленческих решений, с использованием возможностей искусственного интеллекта. Техническое задание на реализацию ИСУЖДТ предусматривает разработку и создание интеллектуальных систем для различных горизонтов управления. Особенностью проекта является принципиально новый подход к разработке и согласованию нормативного графика движения поездов. Разработка будет вестись централизованно, автоматически, одновременно как для отдельных участков, так и для всей сети в целом. За счет этого подхода реализуется задача максимального использования пропускной способности, оптимизации прокладки "ниток" поездов по различным категориям.

Руслан Киреев, заместитель начальника Управления движения Центральной дирекции управления движением, ОАО "РЖД":

Сегодня имеется ряд факторов, негативно влияющих на эксплуатационную обстановку на полигонах железных дорог, – это неравномерность погрузки, нехватка выгрузочных мощностей, отказ оборудования и так далее. Для минимизации потерь мы разрабатываем информационный продукт с целью интеграции автоматизированных систем нашей компании и морских портов и с целью создания единого информационного пространства для грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей на всем отрезке оказания услуг. Подобные решения уже реализуются как пилотный проект на Северо-Кавказской железной дороге – на станции Новороссийск и в Новороссийском морском порту. Этот продукт формирует адресный план подвода поездов на припортовые станции с учетом сменно-суточного графика работ, терминалов, наличия флота у причалов, на рейде, вагонов на станционных подъездных путях и ряда других факторов. Имеется положительная динамика. В текущем году есть увеличение выгрузки по станции Новороссийск, и она отчасти зависит от реализации программного продукта. У нас предусмотрено развитие этой программы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.07.2018