Валерий Алисейчик, президент Ассоциации российских экспедиторов:
РЖД в плане развития логистики движутся в правильном направлении – создание компании "РЖД Логистика", покупка пакета акций иностранной экспедиторской компании GEFCO, запуск ОТЛК. И хотя российские логистические провайдеры зачастую не обладают кадровым и техническим потенциалом, как иностранные, существующая проблема в международном сообщении особенно затрагивает экспедиторов – грузовая база уходит в иностранные руки. Проблема касается не только железнодорожного транспорта, но и автомобильного, и морского.
Если в рамках морской коллегии такой вопрос еще регулируется, то на железной дороге – нет. На международных рынках есть нормативная база, определяющая перевозку иностранными судами. Например, в США конкретная номенклатура грузов транспортируется исключительно иностранными компаниями. В России же нет понимания необходимости подобного регулирования, поскольку отсутствует правоприменительная и альтернативная экономическая политика.
Неоднократно рассматривался вопрос о разработке и внедрении закона о транзите, который даст значительный прирост грузовой базы из Юго-Восточной Азии, однако его реализация до сих пор откладывается, тогда как инициировать такие законы должно государство. В частности, Министерство финансов России.
Железная дорога – это конкретная техническая отрасль. Необходимо провести анализ железнодорожной реформы и установить технические параметры.
Одна из основных проблем – непонимание. Важно объяснить сообществу разницу между внешнеторговыми грузами и транзитом. И в зависимости от этого определять соответствующие послабления, в том числе в части таможенного контроля. Особенно если нет нарушений в российском таможенном законодательстве.
Дмитрий Голополосов, начальник отдела железнодорожного транспорта Евразийской экономической комиссии:
ЕЭК пока не определила стратегию развития интеграции в сфере железнодорожного транспорта, поскольку от казахстанских разработчиков еще не поступила согласованная транспортная политика.
Основная задача интеграции – построение общего рынка услуг. Мы хотим получить эффективную конкуренцию ради достижения экономического результата. В частности, речь идет об устойчивой транспортной системе, интегрированной в мировое транспортное пространство.
Новая редакция накладной СМГС обладает огромной перспективой, поскольку в документе появились субъекты перевозки – договорной, последующий перевозчик. Такие положения важно учитывать в формировании дальнейшей политики в области железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС. И в первую очередь сформируется рынок транспортно-экспедиторских услуг.
Кстати, ОТЛК – проект, на базе которого возможно правильно назвать услугу, которую мы предлагаем.
Между тем тарифная политика вызывает пока много вопросов. Работа, связанная с техническим руководством, тарифный коридор – комиссия должна контролировать тарифное регулирование в их рамках, но, к сожалению, правила, существующие в союзном договоре, до сих пор не приняты. Поэтому те послабления, которые разрабатывались для железнодорожных администраций, уже вступили в силу, а инструмент контроля – нет.
Юрий Суродин, заместитель главного инженера Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО "РЖД":
Система предварительного информирования уже успешно применяется при международном грузовом сообщении. К II кварталу 2016 года завершится эксперимент по перевозке удобрений и возможности электронного подтверждения нулевой ставки НДС. К этому времени все производители удобрений в России смогут передавать груз в Финляндию только в электронном виде, что позволит внедрить систему в промышленную массовую эксплуатацию.
Однако в нынешних условиях предварительное информирование касается исключительно экспорта, поскольку принципиально важно, чтобы сопредельная железнодорожная администрация поддерживала тот уровень электронного документооборота, а соответствующие законы в стране позволяли это реализовать. Следующими странами, которые в состоянии поддержать инициативу, станут Латвия и Эстония.
В настоящий момент экспортируются в данном режиме только простые навалочные грузы, поскольку помимо основных транспортных существует огромное количество коммерческих и сопроводительных документов.
Между тем ко второй половине 2016 года планируется начать эксперимент по массовому импорту грузов из Финляндии с возможностью последующего внутритаможенного транзита.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 01.07.2015 |