17-02-16 / 2016
Новости отрасли
Мнения

Владимир Савчук,заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий

Благодаря принятым Правительством РФ мерам с сентября по декабрь 2015 года перевозка щебня во внутрироссийском сообщении выросла на 4%. Нынешний год также ознаменовался положительной динамикой. Однако следует учитывать тот факт, что перевозка нерудных строительных материалов имеет сезонный характер. Основной объем перевозок приходится на летне-осеннее время года. Если будет принято решение о снижении уровня тарифа в непиковый период, то перераспределение погрузки щебня может составить около 12 млн тонн. Это увеличит возможности инфраструктуры для пропуска в пиковый сезон дополнительно 12 млн тонн различных грузов, что принесет ОАО "РЖД" дополнительно 4,5 млрд руб.По нашим прогнозам и оценкам, в ближайшее время специализированный вагонный парк будет вновь востребован на сети дорог. Это объективный процесс, и он уже начался.

Профессиональное сообщество сегодня много внимания уделяет тарифам. Об этом много говорят. Между тем не менее важной составляющей во всей цепочке поставок являются и сроки доставки груза – от подачи заявки на перевозку до погрузки, собственно перевозки и выгрузки у конечного потребителя. Поэтому соглашусь с теми коллегами, которые в ходе "круглого стола" заявили, что в ближайшее время необходимо направить усилия всего бизнес-сообщества на поиск и принятие оптимальных транспортно-логистических решений.

Николай Черкезюк,руководитель отдела аналитики и управления проектами ЗАО "Евросиб СПб-ТС"

Да, профицит парка полувагонов на сети сегодня есть, но, на наш взгляд, он существенно меньше официально обозначаемой цифры: реальный профицит парка – 40–50 тыс. шт. Начавшийся локальный дефицит вагонов в регионах не может не сказаться на росте рыночной арендной ставки на этот тип парка. Арендная ставка на полувагон действительно будет расти, связано это не только с сезонными перевозками строительных грузов (начало сезона – апрель), углей в октябре, но и с крупным списанием этого вида подвижного состава в 2016 году. Годовой план списания парка в 2016 году – 50–70 тыс. полувагонов, это приведет как минимум к балансу грузовой базы и количеству подвижного состава на сети и как максимум к дефициту полувагонов к концу года. Есть слабые предпосылки к росту цены FOB на угли в портах Дальнего Востока, что тоже позитивно может сказаться на ставке аренды.

Нежелание ОАО "РЖД" (на балансе которого основная масса грузовых дворов с соответствующей инфраструктурой) отдавать в аренду или продавать мощности по перевалке нерудных грузов в регионах может негативно сказаться на переориентации грузов с автотранспорта. Мощностей в основных железнодорожных узлах не всегда хватает, а отсутствие свободной инфраструктуры заставляет клиентов осуществлять перевозку автотранспортом по прямому варианту door-to-door с карьера до площадки, пусть даже это не всегда экономически оправданно.

Вызывает сомнение прозвучавшая на "круглом столе" фраза о рентабельности перевозки оператора в размере 25%, она в три раза меньше для полувагона возрастом 10 лет в перевозке гранитного щебня в сезон.

Заемные инвестиции в новый думпкар по рыночной стоимости на заводе и текущим арендным ставкам окупить не представляется возможным без специальных движенческих продуктов, связанных с оборачиваемостью парка. Решения проблемы восполняемости специализированного подвижного состава для работы с нерудными грузами при такой конъюнктуре рынка нет.

Иван Качура, начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД"

Сегодня терминально-складской комплекс располагает всеми возможностями для принятия груза, его хранения и отправки по назначению. В составе комплекса 60 грузовых дворов. Только в прошлом году на Московском транспортном узле было выгружено 27 млн тонн грузов. А на всей сети к услугам клиентов более 700 грузовых дворов.

Наша главная задача – совместно с другими участниками перевозочного процесса постоянно наращивать грузовую базу, искать нестандартные решения и подходы. Будет груз – будет и работа. Только увеличив базу, имея на руках долгосрочные договоры с грузовладельцами, можно вести разговор о предоставлении тарифов с понижающими коэффициентами. Пока, к сожалению, ситуация на рынке такова, что привлечь дополнительные объемы на сеть не представляется возможным. Подчеркну, только долгосрочные контракты как-то серьезно могут повлиять на изменение тарифной политики. Пик кризиса пока не пройден, и никто не даст прогноза, когда он завершится.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.02.2016