21-03-19 / 2019
Новости отрасли
Мнения

Андрей Голубчик, профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ:

Говорить о том, что железная дорога теряет нефтяные грузы, надо было начинать еще 20 лет назад. Сейчас мы бежим за уходящим поездом. С другой стороны, стоит понимать, что бесконечно строить нефтепроводы никто не будет, хотя транспортировка по ним одной тонны груза и обходится дешевле. Готовая продукция нефтяной отрасли все равно останется добычей железной дороги.

Прежде всего речь идет о светлых нефтепродуктах. Объем транспортировки сырой нефти, в свою очередь, будет уменьшаться. Это обусловлено несколькими факторами – увеличится доля переработанной нефти, мировая потребность, скорее всего, снизится, а внутренние способности для добычи упадут. Часть перевозок сырой нефти возьмут на себя трубопроводы – уже существующие или новые. Таким образом, железная дорога должна настроиться на перевозку готовой продукции. При этом стоит готовиться и к тому, что за счет сокращения объемов сырой нефти и общий объем перевозок нефтеналивных грузов все равно со временем неизбежно снизится.

Алена Зябкина, президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта:

Не стоит пытаться удержать все грузы или перевести их на железную дорогу. Уйдут разные виды грузов, которые удобнее возить автотранспортом или транспортировать по трубопроводам. Доля нефтехимических грузов при этом будет прирастать, это как раз тот груз, который будет перевозиться по железной дороге, у нее будет реальное конкурентное преимущество. Я согласна с тем, что инструмент предоставления скидок – это маркетинговый инструмент. ОАО "РЖД" для себя оценивает, насколько его устроит выручка в случае предоставления скидки и насколько сеть будет в состоянии переработать этот дополнительный объем груза. Три-четыре года назад грузы уходили на автотранспорт и велась дискуссия о том, вернутся ли они на железную дорогу. И тогда тарифная политика в отношении нефтеналивных грузов показала, что система скидок как инструмент работает. Я считаю, что стоит продолжить работу по увеличению прозрачности применения данного инструмента.

Тамара Сафонова, исполнительный директор ООО "Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора":

Существуют риски потери грузооборота железнодорожным транспортом. Это связано с тем, что экспортные поставки светлых нефтепродуктов будут осуществляться трубопроводным транспортом. Объем поставок нефтепродуктов трубопроводным транспортом на внутренний рынок также увеличится. В то же время поставка темных нефтепродуктов на экспорт сократится за счет сокращения объемов их производства.

Распределение экспортных потоков нефтепродуктов российского производства, несмотря на растущий восточный рынок, больше все-таки ориентировано на европейского потребителя. Основным потребителем являются Нидерланды, которые через свой распределительный хаб импортируют около 28% всех российских нефтепродуктов. При этом Америка потребляет 13%, Ближний Восток и Азия – 24%.

Если говорить о распределении между железнодорожным транспортом и трубопроводным, то нефтепродукты в основном перевозятся по железной дороге. Распределение потоков уже на конечных пунктах, на границе РФ, при этом выглядит так, что основная перевалка нефтепродуктов осуществляется морским транспортом. Вместе с тем в транспортировке сырой нефти трубопроводный транспорт занимает 87%, а морской транспорт, в свою очередь, обеспечивает 67% поставок на экспорт. Когда мы говорим о перспективе увеличения объема грузов, транспортируемых по железной дороге, речь идет о нефтепродуктах. И в данном случае ОАО "РЖД" обеспечивает привлекательность своих услуг за счет конкурентоспособной тарифной политики.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.03.2019