19-01-12 / 2012
Новости отрасли
Mitsui поможет группе ИСТ продавать вагоны

Группа ИСТ создает вторую за последние десять месяцев компанию по лизингу железнодорожной техники. На этот раз проект реализуется в партнерстве с японской Mitsui, сумма инвестиций в него составит $100 млн. Очередная структура нужна для реализации продукции подконтрольного группе Тихвинского вагоностроительного завода, уверены участники рынка. Он должен быть запущен в феврале - с годичным опозданием и уже на спаде вагонного рынка, пик на котором наблюдался в 2011 году.

Вчера группа ИСТ сообщила о создании совместного предприятия с японской Mitsui.

Компания, в которой сторонам будет принадлежать по 50%, займется операционным лизингом грузовых вагонов. На первом этапе в СП будет вложено около $100 млн, что по нынешним ценам позволит приобрести 1200-1300 новых вагонов. Максимально возможный портфель инвестиций партнеры оценили в $500 млн.

Mitsui давно присматривалась к российскому железнодорожному рынку, отмечает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Японская компания уже занимается лизингом вагонов в США, Бразилии; в 2004 году запустила успешный проект по лизингу и сервисному обслуживанию локомотивов в Европе (в портфель входит 17 тыс. вагонов и 270 локомотивов).

Для группы ИСТ новое СП - уже второй проект на рынке операционного лизинга в России. В мае 2011 года группа зарегистрировала лизинговую компанию Rail 1520, которая уже приобрела на рынке около 5 тыс. вагонов. "Совместное с Mitsui предприятие и Rail 1520 имеют идентичную бизнес-модель, но разные бизнес-планы", - поясняет гендиректор Rail 1520 Роман Савушкин. Главное отличие в том, что Rail 1520 является рублевым проектом, то есть покупает и сдает вагоны за рубли, а новое СП будет работать в долларах, что в понимании иностранного инвестора нивелирует валютные риски. "Некоторые управленческие функции СП будут находиться на аутсорсинге у Rail 1520", - признает Роман Савушкин.

При такой схеме обе структуры нужны в основном для того, чтобы обеспечить заказами Тихвинский вагоностроительный завод, строительство которого группа ИСТ ведет с 2008 года, уверены два собеседника "Ъ" на рынке. Официально группа ИСТ не объясняет причины задержки ввода завода и не называет новые сроки его запуска. Источники "Ъ" на рынке утверждают, что проблемы были связаны с литейным производством, но они решены, и открытие завода с участием премьера Владимира Путина запланировано на февраль. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков уточнил "Ъ", что окончательная дата мероприятия еще не утверждена.

Михаил Бурмистров согласен, что лизинговые проекты группы ИСТ во многом призваны поддержать новое предприятие. "Завод, открытие которого планировалось на начало 2011 года, столкнется с проблемой отсутствия ажиотажного спроса на вагоны, который наблюдался последние несколько лет, - поясняет эксперт. - Наличие своей лизинговой компании, тем более с иностранным инвестором, - это вполне понятный инструмент для снижения рисков".

В падении спроса на вагоны и объемов их выпуска уверены и покупатели. "Пиковые уровни производства наблюдались до ноября 2011 года, после этого темпы пошли на спад", - говорит глава управления маркетинга "Трансгаранта" Александр Метелкин. Источник "Ъ" в крупнейшей на рынке Первой грузовой компании (ПГК) соглашается, что в этом году отрасль не сможет побить рекордные объемы производства 2011 года (по предварительным данным, на заводах России и СНГ было выпущено около 100 тыс. вагонов). Одновременно на рынке наблюдается и снижение цен: стоимость вагонов в первом квартале 2012 года на 10-12% ниже среднего уровня прошлого года.

Окончательно тренд развития вагоностроительной отрасли на этот год будет понятен к концу первого квартала, уточняет Александр Метелкин. По его мнению, на первые три месяца заводы загружены заказами крупных игроков рынка - ПГК и принадлежащей ОАО РЖД Второй грузовой компании. Другие операторы, в интересах которых лизинговыми компаниями закупается до половины от всех вагонов, только обновили свои бизнес-планы и приступили к обсуждению новых приобретений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант19.01.12В российский подвижной состав сели японцы