14-03-13 / 2013
Новости отрасли
Мишель Литвак, владелец одной из первых частных ж/д компаний ОТЭКО, может лично возглавить стивидорное подразделение своего бизнеса

Он станет гендиректором ЗАО "Таманьнефтегаз" - оператора терминала углеводородов мощностью 10,5 млн тонн в год. Оператор будет экспортировать углеводороды в том числе в Турцию, где ОТЭКО недавно купила крупные портовые терминалы для СУГ. На рынке ждут активизации группы и в железнодорожном бизнесе, где она в последние годы в основном не оперирует, а сдает вагоны в аренду другим железнодорожным компаниям.

О том, что Мишель Литвак решил возглавить ЗАО "Таманьнефтегаз", "Ъ" рассказал источник на рынке. "Осталось лишь утрясти ряд юридических моментов, чтобы он мог возглавить оператора терминала, о назначении будет объявлено ориентировочно через месяц", - подтвердил источник в самой компании. Официально в "Таманьнефтегазе" и ОТЭКО от комментариев отказались, с господином Литваком связаться не удалось. До последнего времени "Таманьнефтегаз" возглавлял тесть господина Литвака Александр Меткин. Но в начале марта он стал депутатом Госдумы от Краснодарского края, после того как от мандата отказался кубанский бизнесмен Василий Толстопятов.

ЗАО "Таманьнефтегаз" - оператор терминала нефти, нефтепродуктов и СУГ на Таманском полуострове, построенный принадлежащей Мишелю Литваку ОТЭКО. В эксплуатацию запущен частично в 2012 году, перевалив 1,4 млн т нефти, а также незначительные объемы СУГ (в тестовом режиме). В 2013 году планируется начать перевалку мазута. Общая мощность составит 10,5 млн тонн в год (5,5 млн тонн нефти, 3,5 млн тонн мазута, по 1 млн тонн СУГ и светлых нефтепродуктов). Объем инвестиций в проект на сегодня составил $1,5 млрд. ОТЭКО владеет 14,7 тыс. цистерн для нефтепродуктов, девятью магистральными и тремя маневровыми локомотивами. Показатели не раскрываются. Основную часть парка сдает в аренду "Совфрахту", "Трансойлу", "Газпромтрансу", "Нефтетранссервису" и другим операторам.

Источник в ОТЭКО пояснил, что "в Тамани развивается главный проект всей группы, поэтому Мишель Литвак и решил сам возглавить компанию". "В этом году терминал должен начать перевалку мазута, это главная задача на ближайшие месяцы, продолжится также рост объемов по нефти и СУГ. Параллельно ведется подготовка к началу строительства терминалов для угля и других навалочных грузов. Общая площадь участка в Тамани у нас около 1,7 тыс. га", - рассказал собеседник "Ъ".

Мишель Литвак родился в Ленинграде, но вырос в Бельгии, в Россию вернулся уже взрослым. В 1991 году создал компанию "Русский мир", которая торговала потребительскими товарами, а с 1993 года стала скупать вагоны для перевозок мазута, в том числе в интересах Омского НПЗ. В 2001 году "Русский мир" консолидировал 100% еще железнодорожной компании - СФАТ, с которой до этого уже вел совместные проекты. Акционерами СФАТ были МПС, ЕБРР, а также группа "американских и финских инвесторов". А уже в 2002 году была создана ОТЭКО, которая и объединила активы СФАТ и "Русского мира".

Участники рынка говорят, что Мишель Литвак находится в хороших отношениях с президентом ОАО РЖД Владимиром Якуниным, имеет большой опыт в отрасли и вполне мог бы "претендовать на лидерские позиции". "Он сейчас мог бы быть как минимум в пятерке крупнейших игроков, но в 2004 году начал проект в Тамани, который стал основным. Деньги шли туда, а не на покупку вагонов", - вспоминает один из собеседников "Ъ". В результате портовый бизнес господина Литвака уже гораздо шире терминала в Тамани. ОТЭКО является совладельцем терминала нефтепродуктов Milstrand в Эстонии, а в конце 2012 года купила у BP несколько активов в Турции. Детали сделки стороны не раскрывали, BP лишь уточняла, что это бизнес по продаже СУГ с объемом поставок свыше 400 тыс. тонн в год для 500 клиентов. "Ъ" удалось выяснить, что в сделку вошли также базы для хранения СУГ на 73 тыс. кубометров и два портовых терминала: Yarimca LPG Terminal (мощность не сообщается) и Dortyol LPG Terminal (33 тыс. т единовременного хранения).

ОТЭКО хочет построить вертикальный бизнес, поясняет источник "Ъ" в компании. Она будет экспортировать СУГ, нефть и нефтепродукты из Казахстана и России через "Таманьнефтегаз", при этом часть продукции пойдет через Турцию. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что при таком развитии бизнеса компания может вернуть часть подвижного состава в собственное оперирование ориентировочно с 2014 года, когда объемы перевалки в Тамани реально вырастут. В самой компании пока это не комментируют, но источник "Ъ" отметил, что с учетом развития инвестпроекта в Тамани бизнес ОТЭКО "будет развиваться по-другому".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант13.03.13Мишель Литвак занимает собственный порт