21-05-21 / 2021
Новости отрасли
Мировые итоги пандемии. Модернизация железной дороги для роста экономики

Пандемия изменила требования к железнодорожной инфраструктуре, рассказал РЖД-Партнеру Артем Евланов, генеральный директор ООО "ИНТЭК-Строй". Эта компания специализируется на выполнении работ на объектах инфраструктуры железнодорожных станций. - Артем Евгеньевич, коронавирус внес коррективы в работу железных дорог всего мира? Какие теперь требования разные страны предъявляют к железнодорожной инфраструктуре?

- РЖД – это одна из крупнейших железнодорожных систем мира, и она лидирует по протяженности и объемам перевозок среди мировых магистралей наряду с Китаем и США. Многие железнодорожные маршруты, проложенные на территории России, являются частью международных транспортных коридоров и имеют стратегическое значение для экономики России. Естественно-монопольная инфраструктурная сеть РЖД обеспечивает стабильность производственных процессов на промышленных предприятиях, своевременную доставку ценных грузов во все регионы страны, а также позволяет выполнять 58% междугородних и 59% пригородных пассажирских перевозок.

Пандемия COVID-19 стала причиной значительных перемен в железнодорожной отрасли всего мира. Во время карантина закрылись пропускные пункты на границах и приостановилось не только пассажирское сообщение, но и строительство важных инфраструктурных объектов. Например, в Болгарии, Казахстане, Индии и Румынии работы по обеспечению перевозок и модернизации инфраструктуры были полностью остановлены. Европейской комиссией было принято решение о закрытии внешних границ ЕС, правительства членов ЕС закрыли внутренние границы стран. На время пандемии также полностью было остановлено железнодорожное сообщение между США и Канадой.

Приоритетом ОАО "РЖД" в разгар COVID-19 стала безопасность жизни и здоровья сотрудников и клиентов компании. Были внедрены и успешно внедрены такие меры безопасности, как рассадка пассажиров на дистанции 1,5 метра, возможность выкупа купе целиком и возможность дистанционного возврата билета.

- Какие именно новые технологии были внедрены в железнодорожную инфраструктуру?

- В Бельгии компания Intrabel начала применять искусственный интеллект в работе национальной железнодорожной сети. Установка специальных датчиков позволила Intrabel контролировать соблюдение масочного режима и мер социального дистанцирования, оперативно передавать данные в штаб-квартиру компании и принимать необходимые меры.

Важными направлениями развития инфраструктуры Российских железных дорог являются: оптимизация эксплуатационных затрат благодаря мощной системе электроснабжения, внедрение ресурсосберегающих технологий, активная цифровизация объектов РЖД.

По какому принципу модернизируется инфраструктура РЖД? - В настоящий момент инфраструктура железнодорожного транспорта в России включает ж/д пути и вспомогательные объекты, обеспечивающие эксплуатацию зданий и сооружений, вагонное хозяйство, сети электроснабжения и электрификации дорог. Кроме того, к обслуживающему комплексу РЖД относятся: техника и механизмы для текущего содержания и обслуживания путей, и автоматизированная информационная система пространственных данных РЖД.

Несмотря на большую протяженность, российские железные дороги используют единый подход и технологии строительства и модернизации на всей территории страны. В инфраструктуре РЖД сосредоточено порядка 70% основных производственных фондов компании, 50% активов и 25% сотрудников. Увеличение объемов и дальности перевозок, наращивание внешнеторгового сообщения со странами АТР (страны Азиатско-Тихоокеанского региона), перераспределение грузопотоков существенно увеличивают нагрузку на ж/д пути и обуславливают необходимость модернизации железнодорожных эксплуатационных объектов. Техническое состояние и своевременное обновление инфраструктуры напрямую влияют на качество предоставляемых услуг и повышают потенциал перевозок.

Модернизация инфраструктуры РЖД, предусмотренная внутренней стратегией компании до 2025 года, нацелена на увеличение пропускной способности железных дорог и развитие железнодорожного сообщения для промышленных предприятий и парков на территориях особых экономических зон, а также внедрение новейших информационных и цифровых технологий для обеспечения бесконтактного взаимодействия и удобства пассажиров. Пандемия, безусловно, внесла свои коррективы и потребовала оперативного внедрения временных сервисов бесконтактного взаимодействия и онлайн-информирования, а также государственной поддержки и регулирования.

- Можете рассказать, какие средства предусмотрены на модернизацию инфраструктуры?

- Инфраструктура РЖД модернизируется в соответствии с прогнозируемым ростом объема грузовых и пассажирских перевозок. Приоритетными направлениями являются увеличение пропускной способности сети железных дорог и внедрение цифровых технологий, а также создание железнодорожных путей для промышленных предприятий, расположенных на территории ОЭЗ (особых экономических зон) и промышленных парков

В 2019-2020 годах компанией были реализованы инвестиционные проекты, обеспечившие обновление железнодорожных путей и парка подвижного состава, строительство новых эксплуатационных зданий и сооружений, внедрение энергосберегающих технологий, повышение безопасности и эффективности труда. Всего на реализацию данных проектов было направлено порядка 57,9 млрд рублей.

До 2025 года, в соответствии с программой развития российских железных дорог, предусмотрено направить на совершенствование и расширение существующих ж/д магистралей 9 трлн рублей. Причем деньги это будет не только из бюджета страны, предусмотрены инвестиции со стороны крупных компаний, фондов и даже вложения частных инвесторов.

- А каков план на этот, 2021 год?

- Этот год будет ознаменован важным шагом – начнется строительство высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Стоимость работ - 1,5 трлн рублей. Кроме того, в прошедшем 2020 году началась реализация Стратегии цифровой трансформации РЖД. Был запущен личный кабинет машиниста - мобильное приложение для оперативного доступа работников к служебной информации, внедрены алгоритмы автоматического планирования работы локомотивных бригад, началась эксплуатация смарт-контрактов в процессах взаимодействия с подрядчиками, выполняющими сервисное обслуживание. Также в 2020 году был запущен новый сайт РЖД, ориентированный на удобство и доступность информации для пассажиров.

Стратегия развития компании в 2021 году включает в себя: активную автоматизацию процессов модернизации и обслуживания инфраструктуры, внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности для обучения локомотивных бригад, искусственного интеллекта и онлайн-информирования пассажиров.

- Можно ли сравнивать инфраструктуру РЖД с железнодорожной инфраструктурой других стран? Расскажите о преимуществах и недостатках.

- Преимуществом инфраструктуры РЖД по сравнению с другими странами является мощная система тягового электроснабжения. Внедрение разработанных блочно-модульных установок постоянного тока, двухуровневой системы автоматики тяговых подстанций на базе микропроцессоров и микроконтроллеров, а также цифровой системы передачи данных обеспечивает рост высокоскоростного железнодорожного сообщения в России и снижение себестоимости перевозок в сравнении с авто и авиатранспортом.

Особое значение в деятельности РЖД занимает оптимизация эксплуатационных затрат и внимание к экологической безопасности. За счет внедрения водосберегающих технологий и систем оборотного водоснабжения при обслуживании станций С 2011 по 2019 годы потребление воды сократилось на 32%. Благодаря дальнейшему применению технологий очистки и повторного использования воды в ближайшем будущем РЖД планирует сократить расход еще на 2%. Кроме того, РЖД активно переходят на сервисные контракты при обслуживании станций, что обеспечивает гарантию качественного сервиса и ремонта, а также устранение эксплуатационных неисправностей инфраструктуры в межремонтный период.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер21.05.2021