30-11-15 / 2015
Новости отрасли
Мировая судоходная индустрия переживает кризис из-за замедления китайской экономики

Замедление китайской экономики нанесло серьезный удар по судоходному сектору. Индекс Baltic Dry (BDI), оценивающий стоимость морских перевозок сухого груза (железная руда, уголь и т. д.), в ноябре упал до 498. Это самый низкий показатель с 1985 года.

Индекс снизился в два раза по сравнению с прошлым годом и на 96% по сравнению с пиковым показателем в 11 793 в мае 2008 года.

Повышенный спрос Китая на сырье в прошлом десятилетии вызвал бум в мировой индустрии перевозок. Воодушевленные растущей экономикой Китая судоходные компании начали инвестировать в крупные суда. В итоге в секторе появились большие долги и излишек производственных мощностей. Сейчас из-за снижения импорта в Китай судоходная индустрия погрузилась в глубокую рецессию, говорят эксперты.

"Рынок перевозок сухого груза находится в рецессии из-за снижения спроса на железную руду и уголь. Ситуация не улучшится как минимум до 2017 года", - считает лондонская консалтинговая компания Drewry.

Другой индекс, Нarpex, также опустился до минимального показателя. Harpex оценивает стоимость перевозок на контейнерных судах.

"Отрасль перевозок, особенно контейнерных перевозок, спровоцировали кризис чрезмерными инвестициями в гигантские суда, на которые не будет спроса в обозримом будущем", - говорит Уве Брейтлинг, консультант по транспорту и портам в морском судоходстве.

"Сектор контейнерных перевозок из-за перепроизводства переживает кризис, который в будущем году усилится", - предостерегает Нейл Деккер, директор Drewry.

Ажиотаж вокруг гигантских судов

Рост объемов перевозок в последнее десятилетие вынудил транспортные компании для сохранения конкурентоспособности заказывать гигантские корабли.

"Крупные контейнерные суда снижали затраты судоходных компаний и упрощали международную торговлю в прошлые годы", - отмечает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в одном из своих докладов.

Однако эти корабли длиною в четыре футбольных поля создали проблемы всей транспортной системе, особенно портам. Гигантские суда требуют особой инфраструктуры и оборудования, сообщает ОЭСР.

"Транспортные компании жалуются на недостаток инвестиций из общественных фондов для расширения портов, чтобы они могли принимать этих нежданных гигантов. По сути, компании хотят, чтобы общество оплатило их неудачное капиталовложение", - говорит Брейтлинг.

Низкий спрос приводит к банкротствам

Снижение мирового спроса на сырье и падение стоимости перевозок привело к банкротству ряда компаний. Genco и Eagle Bulk стали одними из крупнейших американских компаний, обанкротившихся в 2014 году.

Genco, принадлежавшая нью-йоркскому магнату Питеру Георгиопоулосу, была одной из крупнейших компаний по перевозке сухого груза. Ей принадлежало 53 судна. У нью-йоркской Eagle Bulk было 45 судов.

Global Maritime Investments Cyprus объявила о банкротстве в США в сентябре. В том же месяце обанкротилась японская сухогрузная компания Daiichi Chuo Kisen Kaisha.

Если цены на перевозки продолжат снижаться, индустрию ждут новые банкротства, предсказывают эксперты.

Чем больше, тем лучше

Упадок в судоходной индустрии породил тенденцию слияния компаний.

Французская CMA-CGM недавно начала переговоры по покупке сингапурской компании Neptune Orient Lines. Если компании договорятся, то это будет крупнейшая сделка в судоходной индустрии за последние годы.

Аналитики считают, что сделка простимулирует дальнейшие слияния компаний в индустрии. Объединенным организациям легче завоевать рынок.

Ранее два китайских гиганты Cosco и China Shipping Group начали обсуждать возможное объединение. В августе китайские власти приказали двум государственным компаниям начинать переговоры по объединению. Образовавшаяся после слияния компания станет четвертым по величине контейнерным перевозчиком в мире.

"Сектор контейнерных перевозок был неприбыльным в последние пять лет", - говорится в докладе McKinsey.

Из-за резкого снижения стоимости перевозок и перенасыщения рынка индустрии грозят финансовые убытки. Это приведет к тому, что все больше компаний будут объединяться в надежде выжить.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ПортНьюс30.11.2015