07-12-12 / 2012
Новости отрасли
Минвостокразвития заявило о намерении уравнять в условиях бизнесменов ДФО и других регионов

Министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев предложил реализовать на Дальнем Востоке сразу несколько амбициозных проектов. По его мнению, строительство "второго БАМа", модернизация Транссиба и строительство перехода на Сахалин обеспечат расширение бизнеса и дадут региону толчок для развития, уравняв его по условиям с другими субъектами РФ. Участники рынка и аналитики считают проекты перспективными, однако говорят, что подходить к ним надо комплексно, иначе не избежать проблем как с их функционированием, так и с дальнейшим привлечением инвестиций в данные сектора.

В ходе выступления в Совете Федерации Виктор Ишаев предложил с целью ускорения развития Дальнего Востока сделать упор на развитие транспортной системы, инфраструктуры, обрабатывающих отраслей промышленности. "Крупные точки роста связаны, в первую очередь, с освоением природно-ресурсного потенциала макрорегиона, с комплексными инвестиционными проектами. Однако для их успешной реализации необходимы государственные инвестиции в инфраструктуру", - сказал министр. Полпред заявил, что приоритетными должны быть те проекты, которые обеспечивают создание условий для привлечения частных инвестиций. К таковым, по его мнению, относятся проекты транспортного развития, а также перево-зок. "Необходимо модернизировать Транссиб и порты, на которые выходит магистраль. Строительство второго пути БАМа увеличит пропускную способность магистрали. По сути, ее можно назвать БАМ-2. Речь также идет о строительстве мостового или тоннельного перехода на остров Сахалин. Это усилит геополитическое положение России на Дальнем Востоке. И, наконец, выход на Транссиб должна получить Транскорейская магистраль", - поделился планами министр.

Парламентарии решили создать рабочую группу по разработке предложений по развитию Дальнего Востока и соответствующего законопроекта, предусматривающего предоставление дальневосточным регионам льгот по уплате налогов, таможенных пошлин и льготных цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения с целью создания равных условий развития с другими субъектами РФ (в некоторых западных регионах введены преференции для местного бизнеса). В частности, в Свердловской области власти дают налоговые льготы по налогу на имущество. "При наличии массированных инвестиций из различных источников, активизации государственно-частного партнерства, опережающем развитии транспортной инфраструктуры мы сможем решить многие проблемы дальневосточников, обеспечить расширение бизнеса и, самое главное, создать новую точку роста российской экономики", - резюмировал министр.

Участники дальневосточного рынка в целом положительно оценили планы министерства, но при этом отметили, что часть названных проектов - прямая забота государства. Например, модернизация причалов в портах. "Что же касается иной портовой инфраструктуры, то собственники об этом и так заботятся, поскольку напрямую заинтересованы в стабильной работе, увеличении объемов и т.д.", - отметил гендиректор МП "Трансазия холдинг" Иосиф Гурджа.

Говоря о модернизации Транссибирской магистрали, участники рынка заметили, что вопрос требует комплексного подхода. "Необходима плановая модернизация всей сети, именно плановая, скоординированная со всей остальной сетью", - считает господин Гурджа.

При этом в необходимости строительства "второго БАМа" участники рынка сомневаются. "Наверное, это хороший проект, но нужно подсчитать, возможно, дешевле будет модернизировать сортировочные станции, обновить тяговый подвижной состав, разработать современные программы по диспетчеризации движения", - полагает генеральный директор ОАО "РЖД-Логистика" Александр Воронин. Он добавил, что в текущей ситуации, когда грузопоток падает, деньги целесообразней вкладывать в технологии. "Впрочем, от реконструкции тех же припортовых станций отказываться нельзя. Так как они не справляются и с текущими объемами", - заключил собеседник.

Планы министерства по строительству мостового или тоннельного перехода на остров Сахалин участники рынка оценивают как хорошую альтернативу существующей паромной переправе, тем более что с последней, по их словам, постоянно возникают проблемы. "Это должно облегчить доставку грузов и в одном, и в другом направлении, уменьшить нагрузку на порты", - говорит господин Воронин.

Аналитики поддерживают мнение бизнесменов. "Если говорить об актуальности проектов, то я бы ранжировал их в следующем порядке: во-первых, необходимо ликвидировать "узкие" места на БАМе (участок Бикин-Амурский залив-Смоляниново-Находка) и Транссибе (от Комсомольск-Сортировочная до Сов. Гавани). Во-вторых, вывести на Транссиб Транскорейскую магистраль, в-третьих, построить переход на остров Сахалин", - считает аналитик группы "Метрополь" Андрей Рожков. Вместе с тем эксперты не берутся оценить финансовую составляющую, так как пока нет оценок строительства этих проектов. "Но с уверенностью можно говорить, что приоритетные проекты - Транссиб и узкие места на БАМе - должны быть реализованы - так как в них заинтересованы как бизнес, так и государство, а значит - они могут быть профинансированы как частным, так и государственным капиталом", - заключил господин Рожков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ - Приморский край07.12.12Министра понесло на Восток