14-03-16 / 2016
Новости отрасли
Минвостокразвития приглашает частных инвесторов к организации грузопотока по транспортным коридорам "Приморье-1" и "Приморье-2"

Объем грузов, которые могут быть перенаправлены в порты Приморья, по расчетам ведомства составляет 30 млн тонн с перспективой увеличения до 45 млн тонн к 2030 году

Объем грузов, которые могут быть перенаправлены в порты Приморья, "составляет 30 млн тонн, в том числе зерна в объеме около 20 млн тонн и контейнеров на 10 млн тонн с перспективой увеличения до 45 млн тонн к 2030 году. На маршруты "Приморье-1" (Суйфэньхэ-Находка) может быть переключено до 7 млн тонн контейнерных грузов. На маршрут "Приморье-2" Хуньчунь-Зарубино планируется перевести грузопотока до 15 млн тонн контейнерных грузов и 23 млн тонн зерна.

"Приморье-1" потребует инвестиций как минимум в реконструкцию автодороги госграница--Уссурийск и расширение станции Гродеково (около 10 млрд руб.), но относительно небольшие суммы начнут окупаться за счет поступлений от транзита.

В строительство инфраструктуры коридора "Приморье-2", как сообщает "Коммерсант" должны вкладываться именно частные инвесторы. Инвестиционный интерес представляют автодороги, участки железных дорог, перевалочные пункты и портовые терминалы. Документация проекта для инвесторов готовится в настоящий момент.

Представители крупного бизнеса, на который рассчитывает Минвостокразвития, большого интереса к вложениям в подъездную инфраструктуру не проявили, считая это задачей государства и полагая, что для окупаемости ее будет достаточно того грузопотока, который будет обеспечен за счет новых портовых мощностей. В стивидорных компаниях отмечают, что пока уведомлений от Минвостокразвития на этот счет не получали.

Транспортный коридор Приморье-1 - маршрут для контейнерных перевозок между северными провинциями Китая через Суйфэньхэ, Гродеково, Порт Восточный (Россия) и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Станция Суйфэньхэ - пограничная станция на территории КНР, где расположена отдельная контейнерная линия емкостью 50 вагонов. В течение суток может обрабатываться сорок контейнеров. Станция Гродеково - пограничная станция на территории РФ. Контейнерный терминал в порту Восточном - ООО "Восточная Стивидорная Компания" – крупнейшая стивидорная компания на Дальнем Востоке России. К началу 2013 года мощность терминала составляла 550 000 TEU.

На сегодняшний день в организации грузоперевозок по коридору Приморье-1 уже участвуют оператор контейнерных перевозок ОАО "ТрансКонтейнер" (46 собственных терминалов, 24 тыс. фитинговых платформ и около 60 тыс. крупнотоннажных контейнеров, а также судоходные операторы CMA CGM и Maersk.

Преимущества транспортного коридора Приморье-1: сокращение транзитного времени, оптимальная стоимость доставки, прямой морской линейный сервис, минуя транзитные порты.

Направление коридора: Харбин-Суйфэньхэ-Гродеково-Владивосток/Восточный/Находка.

Ж/д маршрут: Гродеково (граница с Китаем)- Владивосток/Восточный/Находка.

Авто маршрут: Пограничный (граница с Китаем) – Уссурийск – Владивосток/Восточный/Находка.

Транспортный коридор Приморье-2 проложен между провинцией Цзилинь и российскими портами Славянка, Зарубино и Посьет. В конце июня было подписано соглашение между компанией "Транзит-ДВ" и китайской "Чжун Гун Синь" – компанией по управлению госактивами, которым предусматривается совместное строительство и дальнейшая эксплуатация порта Славянка для осуществления транзитных контейнерных перевозок между Россией и Китаем. В соответствии с соглашением, китайская сторона становится инвестором данного проекта. Объемы перевозок ожидаются на уровне 10 миллионов тонн в год, что в контейнерном эквиваленте составляет 500 тысяч TEUs. Инновацией стал способ перевалки контейнеров без швартовки судна к причалу. С помощью специального крана погрузочно-разгрузочные работы проводятся прямо с причала в контейнеровоз. Вместе с портом будет развиваться и остальная инфраструктура – трасса от Славянки до границы, которую со временем планируют из двуполосной сделать четырехполосной, пятизвездочная гостиница. В поселке будет создана придорожная инфраструктура, построены социальные объекты и жилье, появятся новые рабочие места.

Таким образом, создана технологическая возможность для организации транзитного грузопотока из Северного Китая через порты Хасанского района конечным грузополучателям в АТР, США и Европу.

Сейчас товары, произведенные в Яньбянь-Корейском автономном округе (эта свободная экономическая зона не имеет собственного выхода к морю), вывозятся через китайские порты. До ближайшего порта Далянь – почти 1,5 тысячи километров. Расстояние от города Хуньчунь до Славянки – порядка 200 км, до порта Зарубино – еще меньше. Населенные пункты связаны железной и автомобильной дорогами, на границе действуют обустроенные переходы.

В порту Зарубино планируется запустить первую очередь в 2018 году. Объект обеспечит ежегодную перевалку 500 тысяч TEUs в год, десяти миллионов тонн зерна. Здесь также будут обрабатываться Ro-Ro и другие грузы, приниматься пассажирские суда. По подсчетам экспертов 60% грузового потока будут обеспечены за счет северных провинций Китая, экспорт в АТР должен быть на уровне 30%, а оставшиеся 10% составят внешнеторговые операции российских предприятий. Порты Славянка и Зарубино обладают огромным потенциалом. Скорее всего, что в дальнейшем это станет единой ТОР.

До настоящего времени транспортный коридор "Приморье-2" не использовался из-за отсутствия у российского бизнеса инфраструктуры, позволяющей организовать регулярный грузопоток.

Направление коридора: Хуньчун - Краскино-Посьет/Зарубино – порты АТР.

Ж/д маршрут: Камышовая (граница с Китаем) – Посьет/ЗарубиноАвто маршрут - краскино (граница с

Китаем) - Посьет/Зарубино.

Цель создания МТК "Приморье–2" – развитие морской, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры для осуществления региональных и трансконтинентальных транзитных международных грузовых и пассажирских перевозок.

Экономически эффективное направление развития включает развитие порта Зарубино (в условиях ПОЭЗ с созданием мегапорта – крупного транспортного узла с функциями порта–хаба), возобновление железнодорожного сообщения до границы с КНР (железнодорожный пограничный переход Махалино) и далее до Хуньчуня.

Прогнозируется, что к 2017 году объем грузовых перевозок по МТК составит 10 млн. тонн в год, объем пассажирских перевозок – 60 тыс. человек в год. Дорожное строительство будет осуществляться с привлечением частных средств на основе государственно–частного партнерства.

Реализация проекта позволит создать около 1100 рабочих мест, а фонд оплаты труда к 2017 году составит около 462 млн. руб. в год.

Летом 2013 года на участке Камышовая – Хуньчунь (МТК "Приморье–2") прошел в провинцию Цзилинь первый демонстрационный поезд из 30 вагонов с углем. Потенциал перевозок оценивается в 8 млн. тонн грузов в год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.03.2016