16-07-18 / 2018
Новости отрасли
Минус электрификация всего пути

В связи с падением грузопотока на Latvijas dzelzcels LDz, который длится уже несколько лет, латвийские политические партии и предприниматели предложили не тратить деньги на дорогостоящий проект по электрификации железных дорог.

Коалиция политических партий Латвии требует сохранить тепловозную тягу. Правоцентристская партия "Единство" решила обратиться к Министерству транспорта Латвии с просьбой рассмотреть альтернативные проекты, куда можно вложить сумму в размере 300 млн евро ($349,7 млн), которую Европейский союз (ЕС) передал LDz на электрификацию железной дороги. Проект также попросили остановить крупнейшие стивидорные компании в Латвии.

Глава Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш назвал проект электрификации железной дороги "золотым гробом" латвийского транзита. В качестве примера он привел Великобританию.

"Англичане отказались от электрификации железных дорог, хотя у них в стране объемы железнодорожных перевозок стабильны", – пояснил он.

Спад грузооборота в Латвии сделает проект электрификации железной дороги экономической катастрофой, заявил руководитель отдела организации движения поездов АО "Baltijas ekspresis" Линардс Гулбис.

"Проект электрификации латвийских железных дорог не только не даст ожидаемой экономической отдачи – за него еще придется платить нам, нашим детям или даже внукам. Экономическую выгоду для народного хозяйства тут могут усмотреть только очень политически ангажированные эксперты. Жителям Латвии этот проект пользы не принесет", – отметил он.

Железнодорожная электрификация является вторым по величине инвестиционным проектом после Rail Baltica в Латвии. Его общая стоимость составляет 440 млн евро ($513 млн), из которых три четверти – это финансирование Европейской комиссии по сокращению загрязнения воздуха в размере 347 млн евро ($404,5 млн). Примерно 100 млн евро ($116,5 млн) планируется как софинансирование железных дорог Латвии.

Министерство транспорта, ответственное за проект, в настоящее время координирует это с Европейской комиссией. Но, учитывая быстро падающий грузооборот, есть опасения относительно экономической устойчивости проекта.

План электрификации железных дорог из Резекне и Даугавпилса до Риги правительство Латвии поддержало в январе 2017 года. Сначала предполагалось электрифицировать путь из Латгалии в сторону Вентспилса, через Елгаву и в обход Риги. На него собирались потратить 660 млн евро ($769,4 млн), тогда как на электрификацию только рижского направления из крупнейших городов Латгалии ушло бы 550 млн евро ($641 млн). Но в результате развития технологий за последние годы общая стоимость проекта электрификации железнодорожной сети снизилась до 440 млн евро ($513 млн). Вариант, при котором провода протянутся в латгальском, вентспилсском направлениях и на участках от Елгавы до Лиепаи и от Даугавпилса до Индры, стоил бы 1,3 млрд евро ($1,5 млрд).

Предприниматели, которые ежедневно занимаются фрахтованием грузов, вспоминают, что проект разрабатывался, когда в течение года обрабатывалось 60 млн тонн грузов. По прогнозам, данный объем в этом году будет на треть меньше. Кроме того, проект не учитывает стоимость покупки электровозов.

"Это важно, потому что мы сейчас работаем в очень близких конкурентных условиях и находимся перед банкротством. Мы считаем, что окончательный тариф для перевозчиков будет дороже. Оба стивидора проиграют, они потеряют железную дорогу, оба порта и весь транзит", – заявил депутат сейма Анри Матис.

Инициатива партии "Единство" грозит потерей денежных средств ЕС.

Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис подтвердил, что получил письмо от "Единства". "Пока невозможно сказать, готовы ли мы сейчас остановить дорогостоящий проект. Главное – не потерять европейское финансирование, для которого существуют очень строгие требования к использованию", – отметил он.

Между тем Министерство транспорта Латвии и LDz не хотят слышать о прекращении проекта электрификации.

По словам главы LDz Эдвинса Берзиньша, в настоящий момент также нет оснований говорить, что компания не сможет платить банкам, и поэтому расходы, возможно, придется покрыть из государственного бюджета. Ожидается, что борьба за реализацию проекта перед предстоящими выборами осенью будет очень жестокой.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.07.2018