23-01-24 / 2024
Новости отрасли
Минудобрения: хопперы vs полувагоны и контейнеры

Погрузка минудобрений на сети РЖД в 2023 году увеличилась на 5,4% к 2022-му. При этом изменилась ее структура – как по типу подвижного состава, так и по соотношению номенклатур.

Традиционно объемы погрузки минудобрений определял экспорт. В 2023 году он в целом увеличился по сравнению с 2022-м на 8%, сообщил вице-премьер РФ Денис Мантуров. По данным РАПУ, доля РФ в мировых продажах составила 18%. Поставки осуществлялись в сотню государств, но 70% были отправлены в дружественные страны. В частности, произошло перераспределение экспорта из стран ЕС и США в Бразилию и Индию. Основную долю составили отправки за рубеж азотных (49%), калийных (34%) и фосфорных (17%) минудобрений. Их динамика сильно колебалась: по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", значительная прибавка была достигнута за счет калийных минудобрений, а вот остальные две из указанных номенклатур потянули экспортные перевозки вниз. В целом же экспорт за 9 месяцев 2023 года ушел в минус. И только по итогам IV квартала динамику его погрузки удалось выровнять. Итоговые показатели могли быть лучше, но часть экспорта минудобрений переключилась на другие виды транспорта – прежде всего речной. Поэтому на РЖД основной рост погрузки минудобрений в 2023 году (+5% по сравнению с 2022 г.) обеспечили внутренние маршруты. При этом их доля значительно ниже, чем экспорта: 30 и 53% соответственно (остальные 17% – транзит). Ускорению в динамике перевозок внутри РФ способствовало, как уточнил исполнительный директор РАПУ Максим Кузнецов, перевыполнение плана приобретения минудобрений предприятиями АПК на 10%.

Для этого потребовалось ввести новые мощности. Более всего их нарастили предприятия "ТОАЗа", "Куйбышевазота" и "Акрона", что позволило им выпустить 1,5 млн т карбамида дополнительно. Кроме того, добавку обеспечили "Метафракс", "Щекиноазот" и "Еврохим" за счет проектов выхода на полный цикл производства (аммиак + конечная продукция). Эти проекты были реализованы именно под рост выпуска сельхозпродукции в РФ, отметил начальник дирекции по налогам и регулированию Аналитического центра ТЭК Артем Лебедской-Тамбиев. Заметную долю в "плюсе" на внутренних маршрутах обеспечили калийные минудобрения – преимущественно в IV квартале, поскольку именно в этот период резко увеличились ж/д отправки аммиачной селитры для нужд промышленности. В дальнейшем экспорт восстановит свои позиции, считают аналитики.

Мировой рынок до 2025 г. будет прирастать на 3% в год. При этом экспорт из РФ может увеличиваться опережающими темпами. Следует добавить, что не все данные попадают в статистику погрузки, поскольку часть перевозок на РЖД выполняют в контейнерах. В 2023 году произошел 5-кратный рост (более 7 млн т) перевозок минудобрений в контейнерах – за счет транзита из Белоруссии и экспорта из РФ в Китай, а также в ряд других стран. Доля таких доставок на РЖД составила 3%. В последнее время приобрели популярность контейнеры с торцевой разгрузкой, а также – с открытым верхом и тентом.

Однако подавляющий объем минудобрений следует по РЖД насыпью в минераловозах (49% от всех отправок) или в биг-бэгах – в полувагонах (58%). Причем на внутренних маршрутах доля последних растет, а на экспорт – 70% отправок стабильно осуществляют, как и в предыдущие годы, в минераловозах. И в данном случае востребованы вагоны прежде всего с увеличенным объемом кузова.

В 2023 году практически прекратился экспорт минудобрений через зарубежные терминалы. В результате экспортеры столкнулись с проблемой нехватки морских причалов с необходимым комплексом оборудования для перевалки минудобрений в РФ. Ведь специализированные морские терминалы имеются только в Санкт-Петербурге, Усть-Луге и Мурманске. Небольшие площадки расположены в Новороссийске и Туапсе. Однако часть объемов перевалки пришлось перераспределить по причалам в двух десятках малых морских портов. Кстати, туда ушел в том числе белорусский транзит, чем и обусловлен выбор тары для него (контейнеры). Поэтому большие надежды возлагают сейчас на новый специализированный комплекс для навалочных грузов в Тамани, где имеется вагоноопрокидыватель и станция днищевой разгрузки минудобрений, уточнил директор по развитию навалочного и зернового бизнеса АО "ОТЭКО" Александр Гаганов.

Незначительные объемы минудобрений перевозят в жидком состоянии, для чего используется 796 специализированных цистерн. Ранее значительная часть экспорта в цистернах следовала в США, но теперь идет постепенное замещение этого объема за счет других стран. Например, Бразилии. И как уже было сказано, российские предприятия также развивают выпуск минудобрений полного цикла, в котором жидкие вещества перерабатывают в гранулы.

Подавляющий объем минудобрений следует по РЖД насыпью в минераловозах (49% от всех отправок) или в бигбэгах – в полувагонах (58%). Причем на внутренних машрутах доля последних растет, а на экспорт 70% отправок стабильно осуществляют, как и в предыдущие годы, в минераловозах

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер23.01.2024