12-10-18 / 2018
Новости отрасли
Минтранс за сохранение, но снижение экспортной ж/д надбавки в период инвестиций в инфраструктуру

Министерство транспорта РФ склоняется к сохранению, но снижению экспортной надбавки к грузовым железнодорожным тарифам в ближайшие годы - в период, когда ожидаются инвестиции в портовую и ж/д инфраструктуру.

"Это достаточно жесткий механизм, но если мы договариваемся с грузоотправителями, с инвесторами в порты, в железную дорогу о реальных сроках, когда инфраструктура будет расширена и будет давать возможность экспортировать грузы в полном объеме, который необходим, то после этих сроков возможно применение экспортной надбавки в полном объеме. На период, пока такие мощности расширяются, и создаются, экспортная надбавка может быть несколько снижена", - заявил журналистам глава Минтранса Евгений Дитрих в пятницу.

В то же время, говорить о конкретных параметрах наценки в 2019 г., он не стал. "Сейчас мы обсуждаем модель, но, думаю, сейчас рано ее презентовать сегодня", - сказал он. В целом экспортную надбавку Е.Дитрих видит в качестве "возможного механизма регулирования перевода экспорта грузов в порты и транспортную систему" РФ. "В рамках курса на импортозамещение нам необходимо шире использовать экспортные и транзитные возможности нашей транспортной системы", - добавил чиновник в этой связи.

Экспортная надбавка действует в рамках права РЖД варьировать ставки в рамках "тарифного коридора". Компания применяет ее в отношении всех экспортных перевозок грузов за исключением энергетического угля. При этом в 2019 г. монополия обещала отменить ее. В то же время, на прошлой неделе генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров заявил, что монополия хотела бы продлить наценки.

"Волатильность валюты, курсовую разницу мы бы тоже хотели предложить компенсировать, чтобы не отменять 8%-ную надбавку на экспортные перевозки. Мы бы хотели на следующий год предложить ее оставить. Все, что едет на экспорт, "едет в валюте. Доллар стоил 58 (руб. - ИФ), а сейчас стоит 65. Как-то постараться это компенсировать. Пока заложили на следующий год, там смотрим - год или трехлетка, в зависимости от того, как будет приниматься наша программа", - пояснял он. "При этом в обновленном проекте долгосрочной программы развития компании (копия имеется в распоряжении "Интерфакса"), надбавка фигурирует в расчетах до 2022 г.

Против уже выступила ассоциация "Русская сталь", объединяющая крупнейшие компании этой отрасли. Ее президент, основной владелец группы НЛМК Владимир Лисин написал письмо вице-премьеру РФ Максиму Акимову, в котором отметил, что, выступая с подобной инициативой, монополия нарушает ранее принятые обязательства обнулить верхнюю границу "ценового коридора" в следующем году и перейти на принцип долгосрочного роста тарифов не выше уровня "инфляция минус".

Металлурги считают "не в полной мере обоснованной" аргументацию "Российских железных дорог" о сохранении надбавок. "Не ясно, о каких потерях от волатильности рубля говорят РЖД, учитывая, что данный риск не отражен в долгосрочной программе развития (ДПР - ИФ), затраты и доходы монополии рассчитываются в рублях, а валютные риски, согласно заявлениям (монополии - ИФ), хеджируются поступлениями от транзитных перевозок, номинированных в швейцарских франках", - говорится в письме.

"Русская сталь" отмечает, что сохранение надбавок приведет к сокращению инвестиционных программ компаний, входящих в объединение, а также "на фоне беспрецедентного количества действующих и вводимых торговых ограничений - к снижению объемов экспорта готовой продукции". "Учитывая непоследовательность и нелогичность инициативы РЖД, а также риски для отечественных металлургических и иных компаний", В.Лисин попросил М.Акимова "при принятии итоговых решений учесть позицию ассоциации" и не поддерживать идею железнодорожной монополии.

При этом Е.Дитрих в пятницу заявил журналистам, что "впервые слышит" о другой инициативе "Российских железных дорог" - рассчитывать индексацию грузовых тарифов по принципу "инфляция минус" на основе индекса промышленных цен, а не потребительских (ее на этой неделе озвучил первый замглавы монополии Вадим Михайлов).

"Была инициатива РЖД о том, чтобы для отдельных участков, которые нуждаются в реконструкции и востребованы для перевозок, но имеют дефицит пропускной способности, устанавливать дифференцированный тариф по сравнению с общесетевым. Чтобы нагрузка по расшивке этих "узких мест" ложилась не на всех пользователей, а на тех, кто интенсивно пользуется или будет желать пользоваться этими участками. Такая инициатива была, она сейчас обсуждается. Мы видим в ней определенную целесообразность", - сказал министр.

С 2019 г. предполагался переход на индексацию грузовых железнодорожных тарифов (в период до 2025 г.) по принципу "инфляция минус". Формула расчета была утверждена правительством в конце 2017 г. Уровень повышения представляет собой среднее арифметическое фактического роста потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных - на следующие два года - минус 0,1 процентного пункта. В новом прогнозе министерства экономического развития РФ отмечается, что рассчитанная по формуле индексация ставок в 2019 г. составит 3,5%.

При этом на 2019-2025 гг. была сохранена целевая 2%-ная надбавка, вводившаяся на 2017 г. для дополнительного финансирования капитального ремонта пути: то есть фактически из базы расчета тарифов ее было решено не исключать. Кроме того, к базовой индексации на 3,9% в 2018 г. введена еще одна дополнительная, 1,5%-ная надбавка, призванная компенсировать расходы владельцу инфраструктуры (на большей части РФ это РЖД), связанные с корректировкой налогового законодательства. Она будет действовать до 2022 г. В итоге в 2018 г. рост тарифов составил 5,4%. Правда, из-за позднего вступления в силу решений о сохранении надбавок (с 30 января) фактически она оценивается РЖД в 5,1%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.10.2018