21-12-09 / 2009
Новости отрасли
Минтранс впервые признал, что отделение инфраструктуры от перевозок пока невозможно. Тем не менее, представители частных компаний наста...

"Определяться с вопросом разделения инфраструктуры и перевозок необходимо после детального просчета всех экономических последствий. И как в конечном счете это отразится на потребителе", - заявил в ходе прошедшего в Торгово-промышленной палате обсуждения целевой модели рынка железнодорожных грузовых перевозок, разработанной ОАО "РЖД" и MaсKinsey, заместитель руководителя департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Тонких. Предварительная оценка последствий такого разделения показала, что в общесетевом масштабе оно "было бы губительно". "Наверное, в этом аспекте с моделью, представленной ОАО "РЖД" и MaсKinsey, мы можем согласиться", - отметил представитель транспортного ведомства.

Напомним, что задача отделения перевозок от инфраструктуры была поставлена в программе реформирования железнодорожного транспорта, принятой правительством в 2003 году. Однако в своей модели рынка ОАО "РЖД" и MaсKinsey предлагают оставить за РЖД статус общесетевого перевозчика и не разделять эти виды деятельности. Главный аргумент в пользу такого решения - сложность процесса с технологической точки зрения. Выделение перевозок в отдельный бизнес приведет и к значительному повышению эксплуатационных расходов, а значит, и к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей, считают авторы модели.

Идея не спешить с разделением до недавнего времени не находила поддержки не только у компаний, которые хотят претендовать на роль перевозчиков, но и у Минтранса.

Намеченное на начало ноября, а затем перенесенное еще на месяц заседание правительства, на котором должна была рассматриваться реформа отрасли, так и не состоялось из-за разногласий между участниками процесса. Правительство поручило Минтрансу представить согласованные предложения по продолжению реформы в первом квартале 2010 года. Теперь можно сказать, что по одному из ключевых вопросов консенсус между ОАО "РЖД" и отраслевым регулятором достигнут.

Как подчеркнул Андрей Тонких, в Минтрансе понимают, что конкуренция ради конкуренции может привести к неожиданным последствиям.

Пример итогов таких непродуманных решений привел на заседании директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян: "В электроэнергетике разделили сети и генерацию электроэнергии, но в отрасль так и не пришли инвестиции, а цена на электроэнергию за последние годы выросла в четыре раза".

Из-за дублирования функций и технологических процессов расходы на перевозку и содержание инфраструктуры увеличатся на 232 млрд. руб., или на 32% от сегодняшнего уровня, посчитали в ИПЕМ возможные последствия разделения. "И эти цифры получены исходя из того, что будет всего одна инфраструктурная и одна перевозочная компания, - заявил директор ИПЕМ. - Если перевозчиков будет больше, то больше будут и расходы". Мнения участников рынка по-прежнему сходятся в том, что разделение необходимо, однако расходятся относительно сроков и методов его достижения.

"Если инфраструктуру и перевозки рубить, как топором, сразу, то, конечно, все негативные моменты проявятся, - считает вице-президент "Союзгрузтранса" Виктор Евпаков.

- Разделение должно произойти постепенно и естественно, как это получилось с грузовыми компаниями ОАО "РЖД" и операторами. Перевозчики появятся и заработают, если им не навязывать принципы публичности и обязательной перевозки всех грузов". Президент ассоциации компаний-перевозчиков и операторов - владельцев подвижного состава Владимир Прокофьев, как и раньше, настаивает на выделении в тарифе локомотивной составляющей. Это приведет к росту частных инвестиций в локомотивы, считает он. "На сети порядка 7 тыс. тепловозов и электровозов, но частных из них всего 170, потому что те, кто их покупает, сильно рискуют, ведь правил работы на этом рынке нет", - считает Владимир Прокофьев.

Руководитель Департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО "РЖД" Валерий Веремеев возражает, что при существующей системе тарифообразования это сделать невозможно.

"Владелец инфраструктуры будет должен еще и доплачивать хозяину локомотива, который перевозит уголь на большие расстояния, - говорит Валерий Веремеев. - Для того чтобы выделить локомотивную составляющую, необходимо реформировать тарифную систему, сблизить стоимость перевозок для различных классов грузов".

Президент национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов полагает, что для появления перевозчиков ничего разделять не нужно. "У нас уже есть вся законодательная база, направленная на то, чтобы перевозчик работал на инфраструктуре, которая ему не принадлежит", - говорит Георгий Давыдов. По его словам, уже сейчас перевозчиками могут стать такие компании, как "ТрансКонтейнер" и "Рефсервис".

ТПП и ОАО "РЖД" решили создать совместную рабочую группу по доработке модели рынка на основе варианта, предложенного компанией.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.12.09Деление умножает убытки