21-02-20 / 2020
Новости отрасли
Минтранс считает торги приоритетным способом выхода РЖД из ПНК, против Росимущество - источник

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) РФ и министерство транспорта РФ разошлись во мнении о приоритетных формах продажи 25% + 1 акции АО "Первая нерудная компания" (ПНК), принадлежащих ОАО "Российские железные дороги".

Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с правительственной перепиской по этому поводу, в конце 2019 г. Росимущество разослало в профильные ведомства проект подготовленных директив с просьбой "согласовать их в возможно короткий срок". Ответы поступили после новогодних праздников.

При этом Минтранс согласовал директивы "с учетом определения открытого аукциона как приоритетного или первоначального способа продажи" пакета акций ПНК. Росимущество в январе направило проект в министерство экономического развития РФ. Комментируя позицию Минтранса, ведомство указало, что она противоречит акционерному соглашению владельцев "Первой нерудной" от 2014 г. В итоге в проекте директивы, который ушел в Минэкономразвития, вариант прямой продажи в тексте стоит выше торгов.

На особенности акционерного соглашения, по словам собеседника агентства, в июле в письме главе Росимущества Вадиму Яковенко указывал генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров. Топ-менеджер подчеркивал, что акционерное соглашение, подписанное с "ПНК-Уралом" (ПНКУ), предполагает преимущественное право выкупа владельцами ПНК ее акций, продаваемых третьему лицу. При этом, если продажа осуществляется на торгах, акционеры компании имеют преимущественное право покупки акций по начальной цене тендера.

Также, писал глава РЖД, в акционерном соглашении предусмотрено обязательство "ПНК-Урала" выкупить остающиеся в собственности монополии 25%+1 акции "Первой нерудной" по рыночной цене (независимого оценщика), но не ниже 1,621 млрд руб. (по 1 тыс. 033,99 руб. за бумагу)., если та предложит сделать это с 11 июня 2019 по 10 июня 2020 г. (по истечении 5 лет инвестиционного периода).

В этой связи, по словам собеседника агентства, продажу блокпакета ПНК монополия предполагала осуществить в следующем порядке. После одобрения сделки правительством, получения директив и принятия решения советом директоров РЖД "ПНК-Урал" будет предложено воспользоваться преимущественным правом покупки акций по начальной цене продажи акций на аукционе.

Если ПНКУ откажется, будет проведен открытый аукцион среди российских и иностранных инвесторов с пошаговым повышением цены. В случае признания торгов несостоявшимися предлагалось - в соответствии с акционерным соглашением - осуществить прямую продажу акций "Первой нерудной" "ПНК-Уралу". Рыночная стоимость блокпакета ПНК в середине 2019 г. оценена структурой PricewaterhouseCoopers в 2,868 млрд руб. Окончательное решение об определении стартовой цены продажи доли на аукционе, а также стоимости прямой сделки предлагалось принимать советом директоров РЖД после получения соответствующих директив правительства.

ПНК была создана в 2008 г. на базе профильного имущества РЖД. Холдинг объединяет 18 щебеночных заводов, занимающихся добычей и переработкой нерудных полезных ископаемых. Поставляет ж/д перевозчику и его "дочкам" значительную часть продукции (тот взял обязательства по ее закупке после сделки). В 2014 г. ООО "Нерудная компания "Бердяуш" (сейчас - "ПНК-Урал" Артема Чайки, ПНКУ) выиграло конкурс РЖД по продаже 75% минус 2 акции "Первой нерудной", предложив за 4,86 млрд руб.

Необходимость сохранения в своей собственности блокпакета в ПНК "Российские железные дороги" мотивировали стремлением привлечь к управлению компанией профильного отраслевого инвестора, "способного обеспечить поставки продукции для регионов, в которых существует дефицит щебня, по установленной цене". Кроме того, монополия рассчитывала на обеспечение своих потребностей в щебне "на оптимальных условиях на долгосрочный период".

Все эти цели, по мнению монополии, были достигнуты: финансовые показатели "Первой нерудной" "показывают положительную динамику", выручка в 2018 г. выросла на 9,2%, до 20,103 млрд руб., чистая прибыль - на 35,6%, до 792 млн руб. В итоге актив был включен в число непрофильных активов. Выйти из ПНК "Российские железные дороги" планировали в 2019 г. В середине прошлого года совет директоров РЖД предварительно одобрил отчуждение доли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.02.2020