07-08-13 / 2013
Новости отрасли
Минтранс РФ представил проект плана мероприятий по реализации Программы развития тяжеловесного движения на сети ж/д

Документ предусматривает проведение целого ряда мероприятий как организационного, так и юридического, а также технического плана, в результате выполнения которых движение поездов повышенной грузоподъемности может стать пусть не повсеместной, но достаточно распространенной практикой.

Напомним, соответствующая деятельность ведется ОАО «РЖД» уже не первый год и достаточно успешно, но масштаб возникающих задач потребовал нового уровня координации деятельности вовлеченных сторон. Согласно поручению правительства РФ был подготовлен документ, призванный стать основой для дальнейшего продвижения вперед. Содержание проекта не вызвало у участников рынка ярко выраженной негативной реакции. В целом все соглашаются с необходимостью предложенных Минтрансом мер, но, по общему мнению, документу не хватает детализации. «Как такового конкретного плана тут нет, его сложно рассматривать на уровне программного документа, – отметил директор по маркетингу и развитию ООО «РТ Оператор» Сергей Попов. – Впрочем, если рассматривать проект в качестве своеобразной дорожной карты, то это несомненный шаг вперед». Очевидно, что ожидаемая рынком детализация – дело недалекого будущего (возможно, уже в ходе предварительного обсуждения проект претерпит существенные изменения), в целом же, если рассматривать наиболее важные задачи, которые предстоит решить в скором времени, участники рынка выделяют три основных направления: инфраструктура, подвижной состав и тарифные условия.

Не секрет, что большая часть путей проектировалась и строилась для решения несколько иных проблем и в расчете на другие нагрузки. Опыт курсирования большегрузных поездов на Свердловской и Южно-Уральской железных дорогах показал, что существенным лимитирующим фактором является длина состава. «Хвосты» 8–9-тысячников зачастую просто не помещались на подъездных путях станций, что продуцировало серьезные сложности для движенцев. Логичным выходом было бы использование большегрузных вагонов, но в этом случае возникают проблемы состояния путей. Моделирование на имитационных моделях показывает значительное увеличение степени износа дорожного полотна за единицу времени в сравнении с тем же объемом груза, транспортируемым в обычных вагонах. При этом главный научный сотрудник ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ) Виктор Певзнер указывает, что технические решения этой проблемы существуют, но возникает вопрос финансирования подобных работ, на который пока нет ответа.

Чуть менее драматично складывается ситуация в отношении подвижного состава. Локомотивы необходимой мощности уже успешно работают на сети. Вагоны с повышенной нагрузкой на ось также выпускаются отечественными предприятиями. Но возникает ряд моментов, связанных с эксплуатацией инновационных тележек. «Основную проблему я вижу в неготовности ремонтных предприятий к приему, ремонту и обслуживанию вагонов с повышенной осевой нагрузкой (наличие запчастей, готовность персонала, допустимая нагрузка на путь и т. п.), – подчеркивает директор по развитию ООО «Промхимтранс» Игорь Стулов. – Оператор далеко не всегда может знать, где будет работать конкретный вагон через три-четыре месяца. Если для инновационных вагонов будут существовать сильные ограничения по полигонам курсирования, это заметно снизит их привлекательность для потенциальных покупателей».

Кроме того, участники рынка указывают на ряд других сложностей, возникающих при эксплуатации вагонов нового типа. В целом практическая реализация весьма привлекательной идеи «меньшим количеством вагонов – больше грузов» оказывается не настолько бесспорной, как представлялась в теории, и участники рынка, признавая необходимость перехода на большегрузы, весьма осторожны в прогнозах, когда этот шаг будет сделан. Собственно, и среди грузовладельцев нет единства относительно эффективности развития данного направления. Ряд экспертов высказывает сомнения в том, что клиенты заинтересованы в модернизации, а главное – способны перестроить свою деятельность согласно новым требованиям.

Существенным стимулом могут стать тарифные инструменты, в частности внесение изменений в Тарифное руководство, призванных стимулировать интерес к большегрузным перевозкам. Такой пункт тоже есть в плане, и, возможно, уже к концу этого года вовлеченные стороны смогут более предметно просчитать, стоит ли игра свеч.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru06.08.13Больше большегрузов?