17-09-14 / 2014
Новости отрасли
Минтранс РФ предлагает разрешить покупку новых вагонов только в обмен на старые - газета

Минтранс РФ предлагает ограничить парк вагонов России, разрешив покупку новых вагонов только при списании старых или приобретение более дорогих инновационных, пишет в среду газета "Коммерсантъ" со ссылкой на проект приказа.

Предлагаемый Минтрансом проект поправок к приказу 2005 года о "пономерном учете" вагонов должен ужесточить процедуру присвоения номеров новым вагонам. Номера будут выдавать собственникам в обмен на списание старого парка или при покупке инновационных вагонов (полувагонов с улучшенными характеристиками). Без номера вагон не может курсировать, поэтому фактически речь идет о контроле поступления на рынок новых составов.

Во вторник в Минтрансе отказались от комментариев, но источник, близкий к министерству, отметил, что речь идет о временном моратории. В проекте сроки действия не обозначены.

Грузовой парк в России составляет 1,2 млн вагонов, из них около 500 тыс.- полувагоны. Но в январе-августе погрузка на железных дорогах снизилась на 1,4%, до 808,4 млн тонн, доходность от сдачи вагонов в аренду также упала. Еще осенью 2013 года в ОАО "РЖД" (MOEX: RZHD) говорили, что около 300 тыс. вагонов лишние и подлежат списанию. Вагоностроители при этом давно лоббируют переход от закупки обычных вагонов к более дорогим инновационным.

Впервые с инициативой моратория на предоставление номеров новым вагонам вышло в апреле НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ, объединяет крупных операторов). Тогда операторы обратились к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу, предложив так решить проблему с избытком вагонов.

Сейчас проект Минтранса поддерживают крупнейшие собственники вагонов в лице "Первой грузовой компании" (ПГК) и "Федеральной грузовой компании" (ФГК), и СОЖТ (это следует из сентябрьских писем компаний в СОЖТ и самого НП Минтрансу, копии есть у газеты).

ПГК считает, что ограничение должно быть и на покупку инновагонов.

Против и вагоностроители: в начале сентября глава набсовета НП "Объединение вагоностроителей" (ОВС, включает крупные заводы), гендиректор "Уралвагонзавода" (УВЗ) Олег Сиенко обратился к А.Дворковичу с просьбой отправить проект Минтранса на доработку. В его письме говорится, что проект выгоден операторам старого парка, а "владельцы новых вагонов, которым нечего списывать, не смогут наращивать парк". По мнению источника газеты среди производителей, приказ приведет к остановке большинства заводов: инновагоны выпускают только "Тихвинский вагоностроительный завод" Александра Несиса и УВЗ.

Возражают и грузоотправители: угольная компания СУЭК в письме СОЖТ говорила о нарушении конкуренции и грозила кризисом в вагоностроении. Глава агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров считает, что грузовладельцы опасаются, что при ограничениях арендные ставки могут вырасти.

По мнению М.Бурмистрова, у крупных операторов, входящих в СОЖТ, нет потребности в пополнении парка, они озабочены тем, как задействовать имеющиеся вагоны, и заинтересованы в том, чтобы ограничить доступ на рынок другим игрокам. Кроме того, говорит он, усложнение выдачи номеров позволит собственникам наиболее старого парка, в том числе ПГК и ФГК, при списании продавать номера другим.

Руководитель информационно-аналитической комиссии НП ОВС Станислав Золотарев считает, что и вагоностроители должны иметь квоту на получение номеров - в зависимости от объемов производства. По его мнению, меры Минтранса приведут к искусственному наполнению рынка полувагонами, объем которых уже излишен.

Источник издания говорит, что проект Минтранса будет обсужден с ведомствами на заседании у Аркадия Дворковича. Во вторник в Минпромторге заявили, что формируют позицию, в Минэкономики проект не получали, прочие ведомства на запрос газеты не ответили. Представитель вице-премьера отказалась от комментариев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.09.2014