22-02-19 / 2019
Новости отрасли
Минтранс РФ готовит проект о выделении РЖД очередных 40 млрд. руб. из ФНБ на "БАМ/Транссиб"

Министерство транспорта РФ начало подготовку правительственного постановления об увеличении уставного капитала ОАО "Российские железные дороги" на 40 млрд руб. за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Уведомление о начале разработки документа опубликовано на федеральном портале проектов нормативных актов. Средства поступят компании путем размещения привилегированных акций и пойдут на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Проект предполагает внесение соответствующих поправок в устав РЖД. Ожидается, что документ вступит в силу в июне, до 8 марта будет проходить его общественное обсуждение.

Проект модернизации БАМа и Транссиба призван увеличить вывоз грузов - в основном каменного угля и металлических руд - с основных месторождений региона прохождения (к 2020 г. на 66,8 млн тонн по сравнению с уровнем 2012 г., до 124,9 млн тонн, к 2018 г. пропускные способности выросли до 93,2 млн тонн).

Первоначально стоимость программы оценивалась в 562,4 млрд руб., из которых 302 млрд руб. должны были выделить РЖД, 110 млрд руб. - поступить из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал компании и еще 150 млрд руб. (тремя равными траншами) - из Фонда национального благосостояния в обмен на "префы". Однако ее реализация затянулась, в том числе из-за задержек в выделении средств ФНБ, по которым монополия столкнулась с некоторыми бюрократическими тонкостями.

В 2017 г. проект был актуализирован. Окончание реализации было сдвинуто на 2020 г. Теперь объем инвестиций составляет 520,5 млрд руб., причем бюджетное финансирование сокращено до 21,5 млрд руб.: фактически оно замещено средствами самих РЖД (размер затрат вырос до 349 млрд руб.). Объем средств ФНБ остался тем же - 150 млрд руб., но график их выделения изменился.

К настоящему времени монополия получила только один транш в размере 50 млрд руб., вместо второго такого же компании поступят 20 млрд руб. В декабре Банк России зарегистрировал дополнительный выпуск "префов" "Российских железных дорог". Акции находятся в процессе размещения.

Согласно материалам РЖД, в 2019 г. инвестиции в проект за счет денег ФНБ составят 35,4 млрд руб. с учетом НДС, в 2020 г. - 43,8 млрд руб. (в 2018 г. - 29,9 млрд руб.). Из собственных средств компания направит 40,9 млрд руб. и 62,3 млрд руб. соответственно (в 2018 г. - 21,3 млрд руб.).

Чистая приведенная стоимость (net present value, NPV) оценивается монополией в 7,7 млрд руб. (дисконтированный срок окупаемости - 27 лет). Правда, ранее перевозчик считал проект "коммерчески неэффективным" для себя: год назад в своих материалах он указывал, что NPV является отрицательной для компании, составляя "минус 113,4 млрд руб." (срок окупаемости - более 30 лет). Чистая приведенная стоимость в отношении бюджетных средств сейчас оценивается в 228 млрд руб. (срок окупаемости - 10 лет).

Кроме того, "Российские железные дороги" готовятся ко II этапу модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей - за счет собственных средств. По итогам его реализации пропускная способность линий в 2024 г. должна достичь порядка 180 млн тонн в соответствии с "майским" президентским указом.

Общий объем инвестиций РЖД во второй этап проекта оценивается в 696,6 млрд руб. "При этом нам необходимо ускорить проектирование - это 3,4 млрд руб., они уже заложены в нашей программе", - говорил осенью глава компании Олег Белозеров. Вложения в 2019 г. должны составить 7,8 млрд руб., в 2020 г. - 40,9 млрд руб., в 2021 г. - 95,1 млрд руб. в 2022 г. - 138,3 млрд руб., в 2023 г. - 207,9 млрд руб., в 2024 г. - 106,2 млрд руб., в 2025 г. - 97,2 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс22.02.2019