05-11-14 / 2014
Новости отрасли
Минтранс предполагает отказаться от инвестсоставляющих в грузовых ж/д тарифах

Министерство транспорта РФ предполагает отказаться от такого механизма участия государства в развитии ж/д транспорта как "инвестиционная составляющая в грузовых тарифах ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD).

Его не содержится в проекте обновленной стратегии развития ж/д транспорта на период до 2030 г. (опубликован на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru). "С учетом первоочередности и ограниченности финансовых средств проведена корректировка перечня мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры", - говорится в пояснительной записке к проекту.

Остальные же возможные модели финансирования в новом документе сохранены. Речь идет о предоставлении средств федерального бюджета в рамках долгосрочных целевых программ и на участие в инвестиционных проектах на условиях частно-государственного партнерства (ГЧП), об установлении на "отдельных участках новых линий" тарифов, обеспечивающих возврат вложенных в их строительство средств, а также иных формах государственной поддержки "в соответствии с законодательством РФ".

Сохранен и тезис о том, что для строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) "возможна разработка специального механизма финансирования на условиях ГЧП". При этом Минтранс отмечает в проекте, что для формирования источников финансирования необходимо дерегулировать тарифы в конкурентных сегментах рынка железнодорожных услуг, применять "косвенные методы регулирования тарифов", расширять границы ценового коридора для перевозки транзитных грузов.

Одновременно ведомство указывает, что нужен переход к "сетевому контракту" в расчетах государства с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) за пользование инфраструктурой - "с проведением долгосрочной тарифной политики", распространение инфраструктурных облигаций, поддержка комплексных инвестиционных проектов и обеспечение содержания инфраструктуры.

Среди других условий - "рациональная целевая модель рынка", "упорядочение работы операторов и конкуренции перевозчиков", выравнивании условий доступа к инфраструктуре через инфраструктурную субсидию пригородным пассажирским компаниям "на долгосрочную перспективу", концессионный подход к инфраструктурным проектам (в первую очередь - по ВСМ). Прибыль РЖД при этом будет в приоритетном порядке направляться на обновление и развитие ж/д транспорта, отмечает ведомство.

Действующая стратегия была утверждена правительством РФ в июне 2008 г. Скорректированный ее вариант, согласно пояснительной записке, подготовлен Минтрансом с учетом фундаментальных концепций долгосрочного социально-экономического развития РФ, а также отраслевых стратегий. Кроме того, учтены региональные стратегии развития, в том числе арктической зоны РФ, Дальнего Востока и байкальского региона.

В основе документа - тезис о необходимости ликвидировать "узкие места" на железнодорожной сети. Согласно проекту, их протяженность сейчас составляет 10,2 тыс. км. "На основных направлениях сети железных дорог, обеспечивающих около 80% грузооборота всего железнодорожного транспорта, протяженность "узких мест" составляет около 25%", - говорится в документе. В версии 2008 г. фигурирует цифра 8,3 тыс. км, "или около 30% протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта".

Также в новом варианте стратегии зафиксировано, что она направлена на "осуществление мероприятий по гражданской обороне на железнодорожном транспорте", в том числе - эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей при угрозе и возникновении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.11.2014