О согласии и несогласии с внесением изменений в Устав железнодорожного транспорта участники рынка должны были уведомить Минтранс к 1 ноября. РЖД-Партнер опросил их, и выяснилось, что единого консолидированного мнения нет. Более того, если верить собеседнику РЖД-Партнеру, который пожелал сохранить анонимность, есть надежда, что "ситуация затухнет в зачатке".
Неподвижный состав
Минтранс предлагает сократить сроки уборки порожних вагонов с мест общего пользования, с 24 часов до 12. То есть после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной накладной, обязан либо убрать порожние вагоны, или обеспечить предъявление порожних грузовых вагонов для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры не предусмотрено другое. Кроме того предлагается увеличить плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса. Сейчас это – пятикратный за каждые последующие сутки после истечения третьих суток с момента выгрузки грузов из вагонов или с момента подачи порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования, а должен быть, по мнению Минтранса, десятикратный. Более того, срок выгрузки сокращен с трех суток, до одних.
Минтранс также предлагает перемещать порожние грузовые вагоны без оформления в установленном порядке перевозочных документов не только с припортовых железнодорожных станций, и со всех иных. Причем о перемещении порожнего грузового вагона перевозчик или владелец инфраструктуры уведомляет владельца вагона не менее чем за шесть часов до принятия такого вагона для перемещения, ранее – 12 часов. Как и ранее, такое перемещение с припортовой и иной инфраструктуры осуществляется за счет владельца вагона.
"Перевозчик имеет право отказать в согласовании запроса на предъявление вагона к перевозке, если срок нахождения вагона на станции перемещения составляет менее 100 дней", – указано в предложении Минтранса. Ранее этого пункта в Уставе железнодорожного транспорта не было.
В настоящее время отмечается увеличение количества грузовых вагонов, так в письме Минтранса, подписанным заместителем министра А.Н. Шило, объясняют инициативу. Сегодня на сети 1,367 млн вагонов, однако число вагонов "продолжает расти".
"Дальнейшее увеличение парка вагонов и концентрация его на экспортных маршрутах приводит к увеличению его оборачиваемости, занятия железнодорожной инфраструктуры общего пользования и затруднению пропуска грузовых вагонов. Таким образом, рациональное использование железнодорожной инфраструктуры общего пользования приобретает большое значение", – сообщается в документе. Его направили в СРО Союз операторов железнодорожного транспорта, Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД, а также в Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок. Свои предложения в Минтранс получатели письма должны были направить не позднее 1 ноября.
Рынок боится потерь
"Смысл в изменении 44 ст. Устава железнодорожного транспорта? Минтранс намерен "закрутить гайки". Все, по мнению РЖД должно быть быстрее – и убирать вагоны, и очищать их от грузов. Но это – невыполнимые требования, так как РЖД согласовывает заявки на перемещение вагона раз в сутки. Каким образом тогда убирать вагон за шесть часов?" - говорит собеседник РЖД на условиях анонимности.
Есть проблемы с информационными системами самих РЖД, продолжает собеседник РЖД-Партнера. Главный пункт, продолжает он, право на перемещение вагонов не только с припортовых станций. РЖД намерены перемещать любой вагон, если он, по мнению РЖД, мешает. На мой взгляд Минтранс намерен повысить дисциплину, и повысить оборот вагонов, что, собственно, логично, говорит Кирилл Янков, член общественного совета при Минтрансе.
"Это предложение Минтранса. Оно инициировано РЖД. Но самое интересное – про перемещение грузовых вагонов из припортовых зон. Минтранс предлагает, в том числе, перемещать вагоны из любых станций, не только портов, а морским терминалам намерен разрешить погрузку в любой пригодный для этого порожний грузовой вагон, находящийся на принадлежащих им железнодорожных путях. Понимаете, и в советское время не все вагоны принадлежали МПС. То есть и тогда для этого можно было использовать не любой вагон. Да, Минтранс предлагает серьезное изменение схемы оборота вагонов. Я говорю как экономист, – это сильно подрывает бизнес-схему частных операторов", – заключает Янков.
Напомним, что вопросы, связанные с этой тематикой, будут обсуждаться на XXII Международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство", которая пройдет 12 декабря 2024 года в г. Москве (отель "Золотое кольцо", ул. Смоленская, д.5).
В рамках конференции состоится пленарная дискуссия, посвященная вопросам повышения качества оказываемых на сети РЖД услуг и эффективности эксплуатационной работы, а также 4 тематические дискуссии: о цифровизации на транспорте, производстве и ремонте парка, мультимодальных перевозках и тарифной политике. Кроме того, в программу конференции традиционно входит деловой завтрак – дискуссия с экономистами (по приглашениям) и вечерний фуршет.
Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы конференции.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
08.11.2024 |