09-11-12 / 2012
Новости отрасли
Минтранс предлагает направить средства от продажи Первой грузовой компании на поддержку пассажирских перевозок

Чиновники предлагают РЖД направить часть денег от продажи 25% Первой грузовой компании (ПГК) на субсидирование пассажирских перевозок и впредь больше занимать. Руководство монополии не согласно залезать в долги

К 2015 г. РЖД может исчерпать такой источник собственных средств, как приватизация, заявил вчера на заседании правительства президент монополии Владимир Якунин. "Для меня странно было слышать ... потому что мне казалось, что мы к приватизации РЖД еще не приступали", - ответил на это министр экономического развития Андрей Белоусов ( цитата по government.ru, подробнее о приватизации РЖД см. статью на стр. 03).

А пока чиновники помогают монополии найти применение деньгам от приватизации ее имущества. Минтранс предлагает направить 15 млрд руб., полученных РЖД от продажи 25% ПГК, на субсидирование плацкартных перевозок дальнего следования, заявил замминистра транспорта Алексей Цыденов (его слова передал "Интерфакс"). Этот вопрос сейчас обсуждается, уточнил он. Дело в том, что правительство готово субсидировать перевозки только на 14,8 млрд руб. в 2013 г., а монополии нужно 25 млрд руб. Из-за этого Якунин грозил отменить около 235 поездов. "Ситуация может дойти до того, что из Томска в Новосибирск будет возможно добраться только через Москву!" - возмущался он в блоге.

Победитель конкурса по продаже блокпакета ПГК - НТК Владимира Лисина предложила за актив 50 млрд руб. Начальная цена была 45 млрд руб. И эти деньги уже расписаны в бюджете РЖД на 2013 г., рассказывает сотрудник монополии: "Мы можем оперировать только суммой, которую получим сверх этого, т. е. 5 млрд руб.".

РЖД нужно больше полагаться на себя, считают чиновники. Например, инвестпрограмма РЖД на 2013 г. (432,1 млрд руб. с учетом обслуживания долга) на 42% будет профинансирована за счет собственных средств, на 32,2% - за счет займов и только на 15% - за счет государства. Поддержание инвестпрограммы на столь высоком уровне возможно "только при предоставлении прямой господдержки", переживает Якунин. Возможности финансирования инвестпрограммы за счет кредитов "далеко не исчерпаны", не согласен Белоусов.

Соотношение долга к EBITDA РЖД к 2015 г. увеличится с 1,53 по итогам 2012 г. до 2,5, говорит сотрудник РЖД. Якунин называет 2,5 EBITDA "максимально возможным" уровнем долга; Белоусов, напротив, считает его "очень инвестиционнои кредитно привлекательным". 2,5 могло бы быть некритичным уровнем, отмечает сотрудник монополии, но проблема в том, что чиновники вынуждают РЖД увеличивать займы в условиях неопределенного тарифного регулирования и отсутствия долгосрочной господдержки. А в этом случае наращивать долг сверх плана просто опасно, отмечает он. По словам собеседника, EBITDA РЖД в 2012 г. (с учетом продажи блокпакета ПГК) составит 263,3 млрд руб., а к 2015 г. вырастет на четверть до 328 млрд руб., чистый долг за это время вырастет на 92,4% до 754,5 млрд, лизинговые платежи - почти в 6 раз до 65,8 млрд руб.

Программа одобрена

Премьер Дмитрий Медведев предложил поддержать инвестпрограмму РЖД до 2015 г. Ее объем составит 1,1 трлн руб. На 2013 г. запланированы инвестиции на уровне 411,4 млрд руб., на 2014 г. - 360,0 млрд руб., на 2015 г. - 346,1 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости09.11.12Залезайте в долги